Культура

Цой жив!

«Смерть стоит того, чтобы жить, а любовь стоит того, чтобы ждать»
В.Цой

21 июня 1962 года в Ленинграде, в семье преподавателя физкультуры Валентины Васильевны и инженера Роберта Максимовича родился первый и единственные ребенок – Виктор. В 1969 году Виктор пошёл в школу, где работала его мать. Вместе с матерью он сменил три школы.1974-77 годы посещает среднюю художественную школу, где возникает группа «ПАЛАТА № 6» во главе с Максимом Пашковым. Через год, окончив восемь классов, поступил в художественное училище им. В.Сергова. А ещё год спустя был исключен за неуспеваемость. После работать на завод и учится в вечерней школе. В 1979 году поступает в СГПТУ №61 на специальность резчика по дереву. Летом 1981 года возникает группа «ГАРИН И ГИПЕРБОЛОИДЫ». Состав: Виктор Цой, Алексей Рыбин и Олег Валинский. После ухода последнего группа переименовывается в «КИНО».

Весной 1982 Виктор знакомится с Марианной. Марьяна была администратором группы «Кино», в дальнейшем занималась продюсерской деятельностью, являясь обладательницей 50% авторских прав на альбомы группы.
Осенью 1982 года идет на работу в садово-парковый трест резчиком по дереву. Первые акустические концерты в Москве. В феврале 1983 года у Виктора Цоя и Алексея Рыбина возникают разногласия, и Алексей Рыбин покидает группу.
Осенью 1983 года проходит обследование в психиатрической больнице на Пряжке и получает «белый билет».
Весной 1984 года группа выступила на втором фестивале рок-клуба и получает лауреатское звание. В июне 1990 — последний концерт «КИНО» в Москве в Лужниках. Летние гастроли по стране. Запись последнего альбома, который вышел после смерти Цоя и называется «Черный альбом».

«Перед нами редкий тип прирожденного героя», — пишет А. Троицкий. «Это человек, идущий по жизни не то чтобы победительно, но с полным ощущением себя персонажем приключенческого романа или кинобоевика. Он одинок, независим, благороден, причем это не поза, а норма жизни! Соответственно все жизненные блага, соблазны, конъюнктуру и т.п. он воспринимает спокойно и с легким презрением, как и подобает настоящему ковбою…
Для молодого поколения нашей страны Цой значит больше, чем иные политические лидеры, целители и писатели. Потому что Цой никогда не врал и не лицедействовал. Он был и остался самим собой. Ему нельзя не верить. Из всех наших легендарных рокеров, прекрасных певцов и поэтов Цой — единственный, у кого невозможно провести грань между образом и реальностью; тем, что он пел, и тем, как он жил. И его уход — еще один «сюжет для новой песни». Ненаписанной, но, кажется, не раз прочувствованной…. Так что Цой остается с нами — и это не пустые слова. И все же… теперь – легенда».

Наряду со всеми своими прочими заслугами и талантами Виктор, как выяснилось, был ещё и очень талантливым писателем. Не смотря на то, что он написал за всю свою жизнь лишь один единственный рассказ «Романс», этого оказалось вполне достаточно. В каком-то отношении он даже переплюнул наших великих классиков. Его произведение спокойно размещается на 5 листах, но затрагивает оно почти все вопросы, терзающие человечество вот уже на протяжении, как минимум 2000 лет. Да и читается «Романс» намного лучше и интереснее, а что касается ответов на эти вопросы — то это уже личное дело каждого, на них никто и никогда однозначно не отвечал и думается мне — не ответит.
15 августа этого года будет 20 лет, как он погиб рано утром в автомобильной катастрофе под Ригой. (Похоронен в Санкт-Петербурге на Богословском кладбище .Его супруги Марианны не стало пять лет назад, а его мать дожила до ноября прошлого года. Единственным, кто хранит память об отце, стал 24-летний сын музыканта Александр. К сожалению, он не смог повторить успех отца, хотя и пробовал…
Памятники Цою уже существуют в нескольких городах России и зарубежья. В 2002 году был открыт памятник на месте гибели певца в Латвии на 35-м км шоссе Слока — Талси. Через год в Челябинске появилась стена рок-идола. В Санкт-Петербурге ему установлен памятник на Богословском городском кладбище. Сейчас прорабатывается вопрос об установке памятника в одном из культовых мест того времени. Инициатором выступает Фонд «Памяти Виктора Цоя».

«Витька меня всегда поражал. Он был человеком абсолютно неброским, не умеющим себя подать, даже стеснительным в компании. У меня до сих пор такое чувство, будто я не знаю о нём и половины. Есть такие люди — когда с ними начинаешь знакомиться и что-то в них приоткрывается, то ты видишь, что вообще их раньше не понимал. Общаясь с Витькой, я постоянно убеждался в таинственности его натуры. Витька был уникальный человек, потому что в общении с ним никогда не проскальзывали те мысли, которые вдруг появлялись в его песнях. В общении все было гораздо проще, на уровне быта. Это всегда очень интересный и таинственный знак. Думаю, у некоторых людей есть сильный механизм защиты, и они постоянно контролируют творческий выброс. Во всяком случае собственно о творчестве мы не говорили никогда.» -А.Титов

«А вообще, отлично все было. За границу ездили. Машины купили. Побились все на этих машинах…Сейчас трудно стало. Сказать много можно, но не стоит, потому что другого ждут. Мифология творится, а мы в ней участвуем. Я сам не знаю, как к Витьке отношусь. Я и любил его, и ненавидел иногда. Это сложно, когда столько лет вместе. Но я его уважал всегда, потому что он был боец.» -Ю. Каспарян

Описанное мироощущение в том или ином виде существовало всегда, но особенно актуализировалось как раз лет двадцать пять назад. На какой-то момент оно сплотило самые разные слои общества. Появились люди, похожие на цоевского героя, и еще больше людей, которые стремились стать такими, как Цой. Он был их голосом, их «последним героем». Суперстарз и просто достойные музыканты не переводятся в отечестве и по сей день. Но уже следующее после Цоя поколение осталось фактически без героя, без человека с харизмой, которой бы хватило на всех.

автор- ANIKE SPILNIK

Show More

Related Articles

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

Back to top button