Японские автомобили прошлых лет известны своей практичностью, надёжностью трансмиссий и способностью сохранять актуальность с течением времени. Некоторые модели заслужили репутацию прочных и привлекательных машин, способных выдержать испытание десятилетий. Многие из них когда‑то потрясли мировой рынок и оставили незабываемое впечатление у поклонников авто. Ниже — десять японских автомобилей, прошедших через взлёты и падения, но сохранивших свою красоту и статус классики.

Mazda Cosmo 110S Sport Coupe — 1968
Mazda за свою столетнюю историю создала множество впечатляющих спортивных моделей. Но лишь немногие так запомнились по внешнему виду и техническим решениям, как Cosmo. Cosmo 110S — один из первых серийных автомобилей с роторным двигателем Wankel. Его дизайн был авангардным, а кузов — классическим и притягательным. На Tokyo Motor Show 1966 модель Cosmo произвела настоящий фурор: после выставки 80 прототипов использовались на дилерских тестах в 1967–1968 годах, чтобы подтвердить надёжность роторного мотора. После успешных испытаний Cosmo 110S поступил в продажу в 1968 году; выпускался примерно по одной машине в сутки и за пять лет было собрано 1 176 экземпляров — число, превосходящее тираж Toyota 2000GT, но автомобиль остаётся редкостью.

Оригинальный Cosmo — компактное спортивное купе и флагман Mazda в разные периоды. В ранних версиях устанавливали роторный двигатель объёмом около 1 литра с выходной мощностью порядка 110 л.с. позднее версий появлялись с мощностью около 130 л.с., что подняло максимальную скорость до ~180 км/ч. Cosmo удивлял не только динамикой, но и отделкой салона: качественная аудиосистема Clarion, подсветка для карт и другие удобства делали пребывание внутри автомобильной «машиной времени», возвращая к эпохе, когда стиль и классика ценились особо.

Honda NSX — 1991
NSX считают первым японским суперкаром массового производства. Разработанный для того, чтобы конкурировать с ведущими спортивными автомобилями своего времени (Porsche 911, Ferrari 348), NSX поразил мир сочетанием продуманной конструкции и практичности — лёгкий алюминиевый кузов, высокие инженерные стандарты и дизайн, созданный с участием Pininfarina. Конструкция с центральным расположением мотора, V6 3.2 DOHC с VTEC и возможность держать высокие обороты сделали NSX заметным примером японской инженерии.

Интерьер NSX черпал вдохновение в Формуле‑1 и авиации: простой, функциональный кокпит, трёхспицевый кожаный руль, 6‑ступенчатая механика и аналоговые приборы — всё это создаёт ощущение машины будущего начала 90‑х. Благодаря сочетанию лёгкого дизaйна и технологий NSX по‑прежнему вызывает восхищение у поклонников.

Honda S2000 — 1999
После NSX Honda порадовала ещё одной легендой — двоместным родстером S2000. Эта модель стала праздником истории Honda в сегменте открытых машин: высокая оборотистость двигателя, задний привод и идеальная развесовка обеспечили драйверские ощущения. Первая S2000 вышла в 1999 году; она получила атмосферный 2.0‑литровый 4‑цилиндровый VTEC с 6‑ступенчатой «механикой», выдававший около 237 л.с. (в зависимости от года и рынка). Благодаря алюминиевому капоту, лёгкой конструкции и соотношению массы к мощности автомобиль демонстрировал впечатляющие характеристики: 0–100 км/ч примерно за 6,2 с, максимальная скорость около 241 км/ч.

Особенность S2000 — способность раскручиваться до очень высоких оборотов, выразительный звук мотора и острое, отзывчивое поведение на трассе и в повседневной езде. Благодаря этому S2000 стал желанным объектом коллекционирования.

Lexus LC500
LC500 представляет современный взгляд Lexus на премиальный спортивный купе. Это флагманская большая двухдверка, сопоставимая с лучшими немецкими конкурентами. Дизайн с «ударными» дневными ходовыми огнями, мощный атмосферный 5.0‑литровый V8 развивает около 471 л.с. и 530 Н·м — сочетание высокой мощности, характерного звучания и продвинутой трансмиссии делает LC500 ярким представителем японской роскоши в спортивном ключе.

Кузов использует алюминиевые компоненты, а шасси и электроника настроены так, чтобы обеспечить и комфорт, и спортивный характер. 10‑ступенчатая автоматическая коробка работает плавно, но и способна быстро переключаться в спортивных режимах; LC500 имеет отличную управляемость при любых скоростях.

Toyota Supra A80 (MK4) — 1993
Supra MK4 — одна из самых узнаваемых японских спортивных машин. На внутреннем рынке были версии с атмосферным 2JZ‑GE (~220 л.с.), тогда как на экспорт в США поставляли турбированные 2JZ‑GTE — около 321 л.с. в заводской спецификации. Supra прославилась как машина‑звезда поп‑культуры (включая кино «Форсаж»), а также как идеальная платформа для тюнинга: 2JZ‑двигатели обладают колоссальным потенциалом для форсирования, что сделало MK4 иконой у поклонников скорости.

A80 была ориентирована на уменьшение массы и безопасность, получила алюминиевый капот, пластиковый топливный бак и полный набор подушек безопасности, ABS и другие системы — что для начала 90‑х было серьёзным набором опций. Благодаря сочетанию долговечности и потенциала для форсирования MK4 до сих пор ценится коллекционерами.
Toyota 2000GT — 1967
Toyota 2000GT сопоставим с Aston Martin DB5 по уровню эстетики и статуса. Этот автомобиль, созданный совместно с Yamaha и выпущенный ограниченной серией (всего 351 экземпляр), стал первым настоящим спортивным автомобилем японской разработки, получившим высокие оценки за техническую часть и эстетику. На многие годы 2000GT стал символом возросшей амбиции Toyota выйти в сегмент престижных спорткаров.
Технически 2000GT оснащался рядной «шестёркой» 2.0 с карбюраторами Solex, мощностью порядка 152 л.с., пятиступенчатой «механикой», независимой подвеской и дисковыми тормозами — всё это делало автомобиль конкурентоспособным против европейских спорткаров своего времени. Позже несколько купе были переделаны в открытые версии для съёмок в фильме про Джеймса Бонда «You Only Live Twice», что ещё более подняло статус модели.
Nissan Skyline GT‑R R34 — 1999
R34 — последняя Skyline‑версия, носившая имя «Skyline» раньше, чем семейство GT‑R перешло к маркировке R35. Благодаря появлению в кино и сцене стрит‑тюninga, R34 стал культовым: легендарный RB26DETT — 2.6‑литровый рядный шестицилиндровый мотор с парой турбонаддувов — легко форсируется до 400‑800+ л.с. в тюнинге. Заводские цифры порядка 276 л.с. (из‑за «датчика» ограничения), 0–100 км/ч ≈ 5,2 с и максимальная скорость порядка 250 км/ч. Система ATTESA‑ETS и продвинутый трансфер мощности делают R34 универсальной платформой как для трека, так и для уличных гонок.
Mazda RX‑7 FD — 1992
Третье поколение RX‑7 (FD3S) — яркий представитель эры 90‑х, где Mazda соперничала с Supra, 300ZX, 3000GT и NSX. RX‑7 выделяется роторным двигателем 13B с турбонаддувом, компактностью, уникальной звуковой и динамической «характеристикой». FD3 предложил удачную настройку подвески, точную механику и отличную управляемость; роторный мотор славится возможностью быстрого раскручивания и характерным звучанием. Оригинальная спецификация подразумевала систему последовательных турбин для плавного отклика и максимальную мощность около 240 л.с.
Datsun 510 Bluebird — 1968
Datsun 510 — маленький, но очень важный автомобиль в истории марки. Экспортировавшийся в США и Канаду как Datsun 1600, 510 отличался сбалансированной управляемостью, независимой задней подвеской и доступностью для тюнинга. С заводской мощностью порядка 96 л.с. от рядного 1.6‑литрового мотора, эта модель доказала, что японские компактные седаны могут сочетать экономичность и спортивную динамику. В ретроспективе 510 считается иконой среди классических японских машин и вдохновением для многих конструкторских решений в последующие десятилетия.
Lexus LFA — 2009
Lexus LFA — шедевр инженерии и образец того, как японский люксовый бренд захотел показать миру свои возможности в сегменте суперкаров. Проект стартовал с концептов в середине 2000‑х и завершился лимитированным серийным производством в 500 машин. LFA оснащён атмосферным V10 объёмом 4.8 л, разработанным с участием Yamaha, который достигает невероятных оборотов (до 9 000 об/мин) и даёт характерный, «музыкальный» звук мотора. Производство двигателя и машины отличались исключительной ручной работой: двигатели собирали вручную в ограниченных условиях, каждый агрегат тестировался индивидуально.
LFA приводил к новым стандартам в производстве: кузовные панели, использование CFRP (армированного углепластика) для центральной ячейки, сложные технологические этапы по литью, сборке и покраске. Позже появилась спецверсия Nurburgring Edition (выпущена лишь 50 штук) с форсированным двигателем (порядка 571 л.с.), аэродинамическими доработками и более жёсткой подвеской. Несмотря на высокую цену и даже коммерческие потери компании на проекте, LFA укрепил имидж Lexus как производителя автомобилей высочайшего уровня.
В заключение, перечисленные модели — лишь малая часть богатой истории японского автомобилестроения. Каждая из них в своё время определяла стандарты дизайна, инженерии или мотоспорта, и до сих пор вызывает трепет у энтузиастов и коллекционеров по всему миру.
Автор: Аком Румсуван (Arcom Chang)
E‑mail: [email protected]
Facebook: https://www.facebook.com/chang.arcom






