Ракеты серии AGM-/RGM-/UGM-84 Harpoon, разработанные компанией McDonnell Douglas Astronautics в США, представляют собой управляемые противокорабельные ракеты класса «поверхность — поверхность» и «воздух — поверхность». Они предназначены для уничтожения надводных кораблей, развивают скорость около 864 км/ч и несут высокоэффективную фугасную боевую часть массой ~500 фунтов (около 227 кг). Harpoon может поражать цели, видимые с места пуска, а также находящиеся за линией горизонта, эффективно действуя в любых погодных условиях. Приборы обнаружения и сопровождения цели у этих ракет обладают высокой производительностью и способны длительно отслеживать цели на больших дистанциях. Максимальная дальность ракеты Harpoon Block 1C составляет 75 морских миль (примерно 138,9 км). Ракета может обнаруживать надводные цели в секторе общей площадью более 17 500 квадратных миль (ок. 45 325 км²). Запуск осуществляется с надводных кораблей с помощью пусковых установок, которые могут быть как родными для системы Harpoon, так и адаптированными от других оружейных комплексов.

Противокорабельная ракета AGM-/RGM-/UGM-84 Harpoon является дальнобойным низколетящим ракетным комплексом и в западных странах считается одним из самых распространённых противокорабельных средств. Изначально модели, запускаемые с надводных кораблей, разрабатывались как ответ на советские надводные «эко»-подобные подводные лодки, всплывающие на поверхности. На сегодняшний день Harpoon используется с надводных кораблей и подводных лодок, в береговых оборонных постановках и на авиаплатформах для борьбы с надводными целями.

По форме ракета представляет собой утолщённый цилиндр с заострённым носом; крылья имеют форму креста и трапеций в средней части корпуса, органы управления находятся в хвостовой части. Крылья и органы управления складываются для хранения и раскладываются после пуска. Ракета оснащена реактивным двигателем с повсеместно размещёнными воздухозаборниками; морские варианты оснащены коротким ускорительным блоком и крестовидными стабилизаторами. Все версии Harpoon до блока 1C имеют схожую внешнюю конфигурацию корпуса; различия в системах запуска отражаются в конструкции крыльев, оперения и крепёжных устройств. Морские варианты, подводные и береговые установки используют единый тип ускорителя для всех применений. Воздушный вариант, запускаемый с самолёта, не требует ускорителя и имеет точки подвеса вместо крепёжных устройств. Версия Block 1D (AGM/RGM-84F) получила фюзеляжный удлинённый отсек диаметром 23,2 дюйма (592 мм) для увеличения запаса топлива, изменённое расположение крыльев и блок наведения (MGU), заимствованный из AGM-84E SLAM.

Как и французский Exocet, Harpoon относится к типу «пуск и забудь» — после запуска ракета самостоятельно осуществляет поиск и захват цели по заданным параметрам. Информация о цели подготавливается по-разному в зависимости от платформы запуска. Надводные корабли используют бортовую систему управления и пуска Harpoon (HSCLCS, произносится «Sickles»); береговые комплексы HCDS аналогичны по принципу работы. Крупные морские самолёты, такие как P-3, F27 Maritime, B-52G и Nimrod, несут автономные бортовые пусковые комплексы (HACLCS, «Hackles»). Некоторые типы самолётов, включая S-3 Viking и австралийский F-111C, применяют гибридные решения, использующие элементы штатной авиабортовой системы управления оружием.

Когда ракета входит в заранее выбранную зону относительно прогнозируемой позиции цели, её активный радиолокационный головной прибор с перестраиваемой частотой переходит к выполнению заранее запрограммированного режима поиска Range and Bearing Launch (RBL), сканируя заданную область в поисках цели. В версии Block 1C улучшены средства противодействия радиоэлектронным помехам (ECCM). Начальная точка кругового поиска смещается относительно предполагаемой позиции цели в направлении, дающем наилучшие шансы её обнаружения. При отсутствии достоверной информации о дальности до цели или при неточном знании направления/дистанции используется режим Bearing Only Launch (BOL), при котором зона поиска формируется в виде квадратного сектора вместо круга.

Финальная фаза атаки, выбираемая через систему CLS, может выполняться подъёмом на небольшую высоту или скольжением вплотную над поверхностью моря в направлении цели — выбор режима зависит от состояния моря, размеров цели и её средств ПВО. Фугасная боеголовка пробивает палубные конструкции или корпуса и детонирует внутри корабля, вызывая серьёзные разрушения конструкции и способность корабля к дальнейшему действию.

Королевский флот Таиланда впервые принял на вооружение морскую версию ракеты Harpoon в 1986 году, установив её на корветы типа «Раттанакосин». Позже в 1990 году были модернизированы самолёты F-27 Mk.200 для возможности нести авиационный вариант Harpoon и атаковать надводные цели.

В последующие годы ряд кораблей ВМС Таиланда получил Harpoon в качестве основного оружия. Среди них — фрегаты типа «Наресунг» (две единицы: корабли «Наресунг» и «Таксин», ныне в составе 2-й фрегатской эскадры), фрегаты типа «Путтхайод Фа Чулалок» (два корабля, один из которых выведен из состава), патрульный корабль «Прачуб Кири Кханет» и другие единицы.

Антикорабельные самолёты Fokker F27-MK 400 оснащались авиационными вариантами Boeing AGM-84A Harpoon Block IA с дальностью порядка 120 км. Надводные корабли «Наресунг» (FFG-421), «Таксин» (FFG-422) и «Раттанакосин» (FS-441) оснащены морскими пусковыми RGM-84D Harpoon Block 1C с заявленной дальностью около 140 км. Корабли «Пумипон Адунядет» (FFG-471) и «Прачуб Кири Кханет» (OPV-552) получили RGM-84L Harpoon Block II с дальностью порядка 124 км.

Версия RGM-84L Harpoon Block II, установленная на фрегате «Пумипон Адунядет» (FFG-471) и на OPV «Прачуб Кири Кханет» (OPV-552), считается наиболее современной конфигурацией Harpoon в составе ВМС Таиланда.

По результатам недавних морских учений Королевского флота было продемонстрировано, что ракета способна точно поразить цель на дистанции 101,86 км, подтверждая боевую эффективность корабельных пусковых установок. Кроме того, это событие отметилось тем, что впервые пуски Harpoon были выполнены с корабля, построенного в Таиланде: патрульный корабль «Прачуб Кири Кханет» стал вторым прибрежным судном, собранным по одобренной флотом конструкции на верфи военно-морского департамента Mahidol Adulyadej, в рамках политики самодостаточности и принципов «достаточности» королевской программы.

Источник данных: https://www.facebook.com/MilitaryWeaponsThailand
Автор материала: Аком Румсуван
E‑Mail: [email protected]
Facebook: https://www.facebook.com/chang.arcom
Страница: https://www.facebook.com/ARCOM-CHANG-Thairath-Online-525369247505358






