НовостиПолитика

Комиссия рекомендует разорвать Меморандум‑44 после претензий Камбоджи на Куд

16 декабря 2025 года в парламенте состоялось заседание специальной комиссии по изучению преимуществ и рисков отмены Меморандумов 43 и 44, направленных на урегулирование проблем на тайско‑камбоджийской границе. Заседание возглавил сенатор Нопдол Инна, председатель комиссии, и комиссия провела в общей сложности 12 встреч, приглашала заинтересованные стороны и выезжала для изучения ситуации в провинции Трат, Бурирам, Сурин и Сакео.

По результатам детального изучения комиссия приняла единогласное решение рекомендовать отмену Меморандума‑44. Причины отмены изложены в семи пунктах:

1) Принятая Камбоджей в 1972 году линия континентального шельфа явно нарушает суверенитет Таиланда и не может служить основой для каких‑либо переговоров.

2) Камбоджа демонстрирует нежелание исполнять положения Меморандума‑44 — такие заявления не единичны: ещё в 1995 году Камбоджа уведомляла Таиланд, что её линия континентального шельфа не подлежит обсуждению.

3) На протяжении длительного времени отсутствует прогресс в переговорах по делимитации морской границы.

4) У Камбоджи есть намерение претендовать на весь остров Куд или на его часть, при этом она не стремится одновременно решать вопрос делимитации и деления выгод, что является ключевым принципом Меморандума‑44.

5) Переговорная рамка, закреплённая Меморандумом, не приводит к практическим результатам: связывание делимитации морской границы к северу от широты 11°N с распределением выгод к югу от этой линии остаётся теоретическим подходом и на практике оказывается неприменимым. Такое закрепление двух вопросов вместе мешает достижению решения.

6) Меморандум‑44 утратил характер временного соглашения, поскольку переговоры по делимитации морской границы не дали продвижения и документ фактически превратился в тупик.

7) Политические и социальные факторы, а также отсутствие добросовестности со стороны Камбоджи отрицательно влияют на атмосферу переговоров. Камбоджа стремится расширить претензии на континентальный шельф и формирует чрезмерно большие перекрывающиеся зоны претензий, не уважая морской суверенитет вокруг острова Куд. В целом действия Камбоджи не способствуют диалогу ни на суше, ни на море.

В связи с этим комиссия пришла к выводу, что отмена Меморандума‑44 и выработка новой формы временного соглашения для достижения реального прогресса представляет собой выход из тупика и позволит эффективнее решать проблему.

Комиссия также предложила конкретные шаги для правительства:

1) Сохранить действующие принципы определения морских границ между государствами даже в случае отмены Меморандума‑44, продолжая работу профильных государственных органов по делимитации.

2) Оказывать давление на Камбоджу с целью скорейшего возобновления переговоров по делимитации морской границы и официально заявить об намерении аннулировать Меморандум‑44.

3) Применять военно‑морские меры давления при необходимости, включая блокаду бухт и контроль судоходства и грузопотоков в отношении камбоджийских портов.

4) Рассмотреть объявление дополнительных прямых базовых линий вдоль тайского побережья, особенно в районах Сиамского залива на востоке и западе, где по береговой линии есть острова и рифы, которые могут служить опорными точками для построения таких линий без влияния на соглашения Таиланда с другими соседями.

5) Изучить подходы к делимитации морской границы между государствами с опорой на практику и решения Международного суда и других международных юрисдикций, чтобы быть готовыми к переговорам.

По словам Нопдола, в случае отмены Меморандума‑44 правительство должно действовать в соответствии с нормами международного права, чтобы придать отмене юридическую силу и начать процесс заново: за 24 года с момента подписания документов прогресса не было, поэтому возвращение к нормам международного права может быть приемлемо для международного сообщества. Если Камбоджа не соблюдает международные стандарты, Таиланд должен будет информировать ООН и соответствующие международные партнёрские структуры.

Нопдол также отметил, что если парламент не будет распущен, резолюцию комиссии можно направить в Сенат, затем в Кабинет министров, и дальнейшие шаги зависят от решений кабинета. По завершении работы комиссии она считает свою миссию выполненной. Даже если правительство не инициирует референдум об отмене Меморандумов 43 и 44, обнародование позиции комиссии, по его мнению, даст понять властям суть проблемы; при необходимости комиссия готова предоставить полный отчёт правительству в неофициальном порядке, поскольку официального решения Сената пока нет.

Show More

Related Articles

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

Back to top button