НовостиПолитика

Партия «Народ» критикует поспешную покупку электропоездов за 100 млрд

11 декабря 2025 года в здании парламента депутат по партийным спискам Сурачет Правинвонгвут от партии «Народ» выступил с заявлением по поводу плана Министерства транспорта предложить Кабинету министров одобрить принцип выкупа концессий на четыре линии городской электрички у частного сектора — зелёную, розовую, жёлтую и синюю — общей стоимостью более 100 млрд бат с передачей управления Государственному агентству массового наземного транспорта (รฟม.). Сурачет выразил беспокойство, что временное правительство торопит этот вопрос, хотя речь идёт о крупной сделке и значительных бюджетных обязательствах, и высказал предположение о возможном наличии скрытых мотивов, направленных на получение выгод в преддверии следующих выборов.

Сурачет отмечает два основных повода для тревоги.

Во-первых, не исключено, что сделка может благоприятствовать крупным владельцам электропоездов. В настоящее время концессионные контракты по модели PPP Net Cost означают, что частные компании инвестируют, эксплуатируют системы и собирают выручку, при этом «они обязаны сами нести риск» по числу пассажиров. Ранее линии синяя, жёлтая и розовая показывали убытки из‑за меньшего, чем прогнозировалось, пассажиропотока, и владельцы уже заинтересованы в продаже государству, чтобы переложить на него риск ошибочных прогнозов пассажиропотока. Что касается зелёной линии, её концессия заканчивается в 2029 году и по ней идут расследования в Комиссии по борьбе с коррупцией (ป.ป.ช.). Поэтому выкуп может не только привести к сомнительной цене, но и стать способом «отбеливания» вместо привлечения виновных к ответственности.

Во‑вторых, Сурачет призвал не рассматривать внедрение единого билета как повод для выкупа концессий. Правительство аргументирует необходимость единого владельца (Single Ownership) централизации управления для внедрения системы совместного проездного (Common Ticket), однако на деле выкуп не обязателен для реализации совместного билета. В парламенте уже принят закон о совместном билете (П.Р.Б.), и правительство должно действовать в рамках этого закона, ускорив принятие подзаконных актов, чтобы обеспечить участие всех линий в системе общего билета без дорогостоящей покупки активов.

Сурачет подчеркнул: принцип Single Ownership сам по себе не является ошибкой, но он не должен достигаться путём выкупа концессий, поскольку это открывает возможности для переговоров между крупными инвесторами и политиками с целью пересмотра контрактов и получения прибыли на разнице цен. Важные вопросы, на которые правительство должно ответить до продолжения процесса: по какой цене будет осуществлён выкуп, почему не соблюдаются действующие контракты, и какие выгоды от нового соглашения получит частный сектор — ведь без улучшения условий частные компании вряд ли согласятся подписываться на новые договорённости.

«Обязанность правительства — исполнять подписанные контракты, а не искать предлоги для дополнительной прибыли через переговоры о смене концессий. Когда концессия заканчивается, объект должен возвращаться государству, а не постоянно продлеваться, как это было в случае с платными скоростными магистралями», — заявил Сурачет.

По его словам, временное правительство во главе с Анутином Чанвиракулом (Anutin Charnvirakul) не должно принимать окончательного решения о выкупе. Вместо этого следует опубликовать расчёты и данные, чтобы политические партии могли совместно выработать пути решения, а окончательное решение оставить за легитимным правительством после выборов. В предвыборный период этот вопрос должен войти в повестку кампаний: партии должны представить свои предложения по урегулированию проблемы общественного транспорта, объяснить, если планируется выкуп, сколько это будет стоить и откуда возьмутся средства, и как избежать того, чтобы будущие поколения платили за выгоду нынешних крупных инвесторов. В конечном счёте предложение Сурачета — позволить избирателям решить через выборы, кто действует в интересах общества, а кто — в интересах капитала.

Show More

Related Articles

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

Back to top button