Независимый эксперт поддержал предложение Департамента акцизов о переводе нынешней двухуровневой структуры налога на сигареты к единой ставке. По его словам, двухуровневая система неэффективна ни с точки зрения поступлений в бюджет, ни с точки зрения общественного здравоохранения.
8 декабря доцент д-р Пхатрактит Нетинийом, выступая в качестве независимого исследователя, сообщил, что 6 августа он участвовал в обсуждении результатов исследования по акцизам на табак, проведённого Департаментом акцизов Министерства финансов. Он также побывал в провинции Суктхотай, где встретился с табаководами и выслушал их мнение. По мнению фермеров-производителей, крайне важно прояснить структуру налогообложения сигарет. Правительство следует как можно скорее реализовать последнее предложение Департамента акцизов — перейти от двух ставок к одной, поскольку исследование подтвердило: налоговая структура, основанная на двух уровнях ставок по стоимости, неэффективна ни в части доходов, ни по общему влиянию на здоровье населения. Если ничего не менять, бюджету грозит потеря более 70 миллиардов бат. Отметим, что табачная отрасль демонстрирует отрицательный рост с тех пор, как в 2017 году была введена двухуровневая структура, что отражается и на положении табаководов.
По словам доцента Пхатракти, переход к единой ставке налога не приведёт к усилению незаконного оборота сигарет, если ставка будет подобрана с учётом текущей экономической ситуации. Департамент акцизов уже учёл этот момент в своём исследовании. Наоборот, рост контрабандных сигарет наблюдался именно в период действия двухуровневой ставки, особенно после последней налоговой реформы в октябре 2021 года, когда сохранение двухуровневой структуры способствовало увеличению доли нелегальной продукции.
В отчёте ВОЗ «Report on the Global Tobacco Epidemic (2025)» приводятся рекомендации по повышению эффективности налогообложения табачной продукции, в том числе необходимость пересмотра неоднородных налоговых структур и исключений, льготирующих отдельные виды табачных изделий. Из этого следует, что для Таиланда ключевая проблема — многослойная (multiple tiers) система ставок, которая даёт возможность расширяться сегменту дешёвых сигарет. ВОЗ отмечает подобную проблему в 31 из 178 стран, использующих многоуровневую систему, где налоговая политика оказывается менее эффективной, чем при применении единой ставки (Uniform Tax Rate).
Отчёт ВОЗ приводит пример Пакистана, где сложная структура налогообложения табака была обусловлена экономическими, политическими факторами и влиянием табачной отрасли. В 2013 году Пакистан ввёл двухуровневую систему акцизов: поначалу налоговые поступления выросли, но через несколько лет доходы государства снизились — вероятно, из‑за занижения производителями объёмов выпуска. В 2017 году в Пакистане ввели ещё один уровень налога, доведя число ставок до трёх, чтобы субсидировать более дешёвые сигареты, но это усугубило ситуацию: в 2018 году потери доходов составили примерно 12 миллиардов бат (по переводимой эквивалентной оценке) за один год. В итоге в 2019 году Пакистан сократил число уровней с трёх до двух.
Исходя из этих выводов, эксперт призывает действующее правительство оперативно принять решение о переходе к единой ставке налогообложения сигарет и не откладывать реформу до прихода новой администрации после выборов, поскольку промедление продолжает наносить значительный ущерб государственным доходам.






