Офис по борьбе с отмыванием денег (ปปง.) разъяснил содержание недавно опубликованного официального приказа о «лицах с политическим статусом» (PEP). В документе поясняется, что приказ издан в соответствии с положениями министерского регламента по процедурам проверки клиентов (Customer Due Diligence: CDD) 2020 года. Приказ был опубликован в королевском вестнике 4 декабря 2025 года и начнет действовать с 2 февраля 2026 года.
По словам ведомства, это решение поддерживает политику правительства по предотвращению и борьбе с коррупцией и отмыванием денег и вводит порядок в соответствии с международными стандартами — в частности, Конвенцией ООН против коррупции (UNCAC) и рекомендациями Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (FATF). FATF требует, чтобы страны имели механизмы проверки фактов, касающихся клиентов, которые являются PEP, поскольку такие клиенты относятся к группе повышенного риска.
Для того чтобы надзор был эффективным и соответствовал международным требованиям, ปปง. определил перечень должностей, подпадающих под статус PEP. В него включены важные посты в исполнительной, законодательной и судебной ветвях власти, независимых органах, государственных учреждениях, госпредприятиях, воинских формированиях, органах местного самоуправления, а также ключевые должности в иностранных государствах и международных организациях. Этот перечень предназначен дать финансовым институтам и субъектам, обязанных по закону, четкие ориентиры для оценки рисков и правильного применения мер CDD/EDD.
Ведомство подчеркнуло, что главная цель мер — не наказывать или автоматически подозревать тех, кто попал в список, а защитить банковскую систему страны от использования её для отмывания денег со стороны должностных лиц и повысить прозрачность финансовых операций.
В пояснении отмечены ключевые моменты применения нового порядка:
1) Идентификация PEP и уровень риска
— Финансовые институты и обязанные по закону субъекты должны применять усиленные меры проверки (Enhanced Due Diligence, EDD) при работе с клиентами, признанными PEP, чтобы снизить риск возможного вовлечения в отмывание денег.
— Отнесение к категории PEP само по себе не влечёт за собой запрета на проведение операций: такие лица могут совершать обычные банковские операции.
— Указание о должности не является обвинением в совершении преступления.
— Нет отдельного требования автоматически отчётности о всех операциях PEP, за исключением случаев, когда операции достигают порогов, подлежащих уведомлению, или вызывают обоснованные подозрения.
2) Обязанности финансовых институтов и отчетных лиц согласно регламента CDD
— Проверять, является ли клиент PEP.
— Запрашивать дополнительную информацию, например происхождение средств (Source of Funds / Source of Wealth).
— Получать одобрение высшего руководства до начала деловых отношений с PEP.
— Вести более тщательный мониторинг операций в рамках мер EDD.
— Сообщать о подозрительных операциях в предусмотренных законом случаях.
ปปง. подтвердил свою приверженность дальнейшему совершенствованию законов, политик и надзорных мер с целью укрепления финансовой прозрачности и устойчивости, а также для поддержки задач правительства по противодействию коррупции и отмыванию денег в соответствии с международными стандартами.








