Аналитики считают, что 2026 финансовый год станет одним из самых сложных для госбюджета Таиланда за последние десять лет: существует высокая вероятность несоответствия фактических налоговых поступлений утверждённым целям. Риски связаны с экономическим давлением, изменением потребительского поведения и сложностями в налоговой структуре по ряду продуктов, что вынуждает власти пересматривать срочные корректирующие меры.
Хотя экономика Таиланда показывает признаки восстановления после пандемии COVID‑19, многие малые и средние предприятия (SMEs) ещё не вернулись к докризисному уровню деятельности. Экономика пока не работает на полную мощность, покупательская способность остаётся недостаточной, из‑за чего корпоративный налог и налог на добавленную стоимость (VAT) растут медленнее ожидаемого. Уровень задолженности домохозяйств остаётся высоким. Таможенные и акцизные сборы также не достигают плановых показателей. По оценке KKP Research (банка Kiatnakin Phatra), налоговая способность Таиланда снизилась с 17% до 15% ВВП. Эксперты предупреждают, что если налоговые поступления не выполнят план в ближайшие 1–2 года, фискальные риски существенно возрастут и это может отразиться на кредитном рейтинге страны.
Генеральный директор TTB Пити Тандхакесам (Piti Tandhakessam) отмечает: когда налоговые поступления не соответствуют плану, а расходы государства продолжают расти, фискальные риски увеличиваются, и это может привести к росту стоимости заимствований для страны.
Усугубляющим фактором для сбора налогов является демографическая трансформация: Таиланд быстро движется к «полностью стареющему обществу» (Super‑Aged Society). Число работающего населения снижается, сокращается налоговая база по подоходному налогу. Потребительские расходы также меняются: пожилые люди тратят меньше на товары, облагаемые НДС, и больше — на медицинские услуги, которые обычно не облагаются НДС. Это замедляет рост НДС, тогда как государственные расходы, например на пенсии, здравоохранение и социальные пособия для пожилых, продолжают увеличиваться. В результате фискальное пространство (fiscal space) правительства с 2026 года будет уже, чем прежде.
В условиях экономической нестабильности многие потребители «экономят», переходя на более дешёвые товары (down‑trading). Это напрямую влияет на акцизные сборы: люди выбирают дешёвые сигареты, недорогой алкоголь и энергоносители с низкой налоговой ставкой. Хотя объёмы продаж могут оставаться на прежнем уровне, поступления акцизов сокращаются. Кроме того, растёт доля нелегальной продукции — контрабандных сигарет и подпольного алкоголя, что напрямую подрывает доходы государства.
Особое внимание экспертов привлекает сектор табачных изделий: в 2025 финансовом году основные поступления акцизов были сформированы за счёт налогов на автомобили, спиртное и табак, но сборы по этим категориям снизились по сравнению с предыдущим годом. Снижение акцизов на автомобили и алкоголь во многом связано с мерами поддержки производителей и стимулами для перехода на более экологичные продукты, например электромобили. В то же время по табаку никаких облегчающих мер не вводилось, однако поступления продолжили падать. Главная причина — налогообложение по «двухставочной» схеме, которое создает законные возможности для уклонения от более высокой налоговой нагрузки как со стороны производителей, так и со стороны потребителей. Потребители переходят на более дешёвые марки, а производители намеренно держат цены в нижней ступени налогообложения, что снижает доход с каждой пачки. Экспансия нелегального табака дополнительно усугубляет ситуацию.
Профессор Аттакрит Падчиманан (Aттaкрит Падчиманан) из Университетa Тхаммасат указывает, что с введением двухставочной структуры акцизов на табак никаких очевидных преимуществ не наблюдается. Он предлагает перейти на единую ставку акциза, как во многих других странах: это сделает систему прозрачнее и уменьшит ценовые искажения.
Со стороны здравоохранения критикуют многоставочное налогообложение и по причине доступа молодёжи к дешёвым сигаретам. Дешёвые марки становятся наиболее доступными для подростков, у которых высокая чувствительность к цене: те, кто пробует курить впервые, зачастую выбирают самые дешёвые варианты. Когда налоговая система допускает существование большого количества дешёвых сигарет, профилактические меры, направленные на предотвращение начала курения среди молодёжи, работают не в полную силу.
Профессор‑ординарный врач Пракирт Ватисатхакит (Prakit Watisathakit) подчёркивает: «Налог на табак — лучший инструмент, рекомендованный Всемирным банком и ВОЗ. Поэтому мы постоянно стремимся к тому, чтобы в Таиланде была эффективная налоговая система на табак — с единой ставкой, которая одновременно улучшит контроль потребления и увеличит поступления в бюджет».
Учитывая экономическую, фискальную и демографическую картину, 2026 год эксперты называют годом налоговой реформы для Таиланда. Цель — не ждать экономического роста как единственного источника доходов, а срочно провести реформы налоговой структуры, начиная с тех разделов, где наблюдаются наибольшие утечки. Необходимо найти решения‑«быстрые крупные победы» (Quick Big Wins) и первыми внедрить меры, которые дадут ощутимый рост поступлений и укрепят фискальные основы государства.






