АвтоИнтересноеНовости

Yamaha OX99-11 — забытый суперкар с ДНК Формулы‑1

Yamaha — одна из тех компаний, чей профиль выходит далеко за пределы привычных сфер: помимо мотоциклов, морской техники и музыкальных инструментов, она создавала двигатели для автомобилей, участвовала в автоспорте и реализовывала уникальные инженерные решения. Компания разработала ряд знаменитых моторов — от агрегатов для Toyota 2000GT до выдающегося V10 для Lexus LFA — и сотрудничала с такими брендами, как Volvo, Ford и Lotus. В один из периодов Yamaha решила пойти дальше: попробовать себя в мире суперкаров, применив технологии Формулы‑1 для дорожного автомобиля.

media 1

В 1988 году Yamaha совместно с немецкой командой Zakspeed участвовала в Формуле‑1, представив мотор OX88 — V8 с объёмом 3 489 см3, развивавший более 600 л.с. На базе гоночного опыта был создан более амбициозный проект: собственный дорожный суперкар Yamaha OX99‑11. Первоначальная разработка поручалась студии IDA в Германии, затем проект передали британской фирме International Automotive Design (IAD).

media 2

IAD завершила дизайн к 1992 году — примерно за 12 месяцев. Машина получила силуэт, явно вдохновлённый болидами: карбоновый кузов, открывающиеся «крылатые» панели и гоночная философия в основе конструкции. Тем не менее OX99‑11 проектировался как дорожный автомобиль: были сделаны три прототипа для тестов и доводки, а интерьер оставили максимально аскетичным — гоночный руль с обрезанным ободом, минималистичные переключатели и приборная панель в духе трековой машины.

media 3

Первоначально планировалось двухместное расположение, но в итоге реализовали одинарное сиденье по центру, как в болиде Формулы‑1, что усиливало ощущения «пилот‑в центре». Корпус и воздуховоды были сконструированы для максимальной аэродинамики и охлаждения; шасси заимствовало решения от болидов Brabham.

media 4

Yamaha разработала для дорожной версии V12 — мотор, который в гоночном исполнении выдавал порядка 560 л.с., но для дороги его «сняли» до приблизительно 400 л.с., чтобы обеспечить управляемость и соответствие требованиям дорожного движения. Двигатель работал с шестиступенчатой механикой и передавал весь момент на задние колёса.

media 5

Благодаря сочетанию лёгкого корпуса, шасси и мощного двигателя сухая масса машины составляла около 1 100 кг — показатель, сопоставимый по духу с новаторскими суперкарами эпохи и близкий по соотношению массы и мощности к легендарному McLaren F1.

media 6

К сожалению, проект так и не стал серийным. Высокая стоимость разработки и изготовления (значительная часть затрат ушла на работу IAD) вместе с экономическим спадом в Японии конца 1980‑х — начала 1990‑х годов сделали выпуск коммерчески невыгодным. Yamaha планировала собирать 20–30 машин в год на заводе Brabham в Великобритании по цене около 800 000 долларов; с учётом импортных пошлин в Таиланде это давало ориентирную цену порядка 27,6 млн бат — цена, которая в условиях обвала рынка оказалась неподъёмной для большинства потенциальных покупателей.

media 7

В результате проект закрыли, но все три прототипа, созданные IAD, дошли до наших дней и остаются предметом гордости Yamaha. OX99‑11 часто демонстрируется на выставках, напоминая о смелых экспериментах японских автопроизводителей 1990‑х: тогда многие бренды пробовали создавать прорывные машины — у кого‑то это получилось (например, Toyota Supra, Nissan GT‑R), у кого‑то — нет.

media 8

И хотя сама концепция «технологий Формулы‑1 для улиц» сегодня не нова — примерами служат современные гиперкары вроде Aston Martin Valkyrie, Mercedes AMG One, BAC Mono или Czinger 21C — Yamaha опередила своё время. OX99‑11 показал, что компания могла привнести в дорожные автомобили необычную гоночную инженерную школу, но обстоятельства помешали проекту выйти в серию. Вместе с тем Yamaha не оставила попыток: в 2013 году она показала концепт Sports Ride, разработанный Гордоном Мюрреем — лёгкий спортивный гибридный автомобиль, но и он остался на уровне прототипа.

media 9

Помимо OX99‑11, у Yamaha были и другие гоночные двигатели: OX77 (V8 3.0 л) для японской Formula 3000, OX10A (V10 3.5 л) для Формулы‑1 начала 1990‑х и OX11C (V10 3.5 л) конца 1990‑х, разработанные в сотрудничестве с Judd. Эти моторы доказали инженерную мощь Yamaha и её способность работать на переднем крае мотоспорта, даже если коммерческие результаты бывали разными.

media 10

В итоге OX99‑11 остаётся культовым амбициозным проектом 90‑х — симбиоз гоночной техники и дорожного суперкара, который не дожил до серийного производства, но по‑прежнему вызывает восхищение энтузиастов и напоминает о смелых инженерных экспериментах того времени.

Автор: Аком Кумсуван (Arcom Kumsuwan)
E‑mail: [email protected]
Facebook: https://www.facebook.com/chang.arcom

Show More

Related Articles

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

Back to top button