Аналитики SCB EIC отмечают, что таиландская автомобильная отрасль уже прошла своё дно в 2025 году и должна демонстрировать постепенный рост в период 2026–2029 годов. Однако восстановление будет неравномерным: самое заметное оживление ожидается в сегментах электрических автомобилей (xEV) и SUV, подпитываемых устойчивым ростом потребительского спроса. В то же время экспорт автомобилей и комплектующих из Таиланда столкнётся с давлением со стороны налоговой политики США и с колебаниями спроса у ключевых торговых партнёров в АСЕАН и Австралии, что создаёт дополнительные вызовы для всей отрасли.
Рынок новых автомобилей в Таиланде сократился в 2025 году, и восстановление в 2026 году будет скромным: ожидается, что продажи внутри страны составят примерно 571 тыс. автомобилей, то есть рост около 1% в год. Производители, которые выводят на рынок новые модели SUV и электрические гибридные/полностью электрические автомобили (xEV — hybrid и BEV), вероятно, покажут более высокие темпы продаж по сравнению с брендами второго эшелона и с теми, кто в основном ориентируется на пикапы и автомобили с двигателями внутреннего сгорания (ICE). В дальнейшем автомобильный рынок Таиланда по‑прежнему подвергается множеству давлений.
С экономической стороны восстановление сдерживается высоким уровнем задолженности домохозяйств и ужесточением кредитной политики со стороны финансовых учреждений в отношении автокредитов. Кроме того, структурные факторы — удлинение срока службы автомобилей, демографическое старение населения и рост популярности сервисов вызова автомобилей (ride‑sharing) — также препятствуют быстрому оживлению спроса на новые машины.
Экспортный сектор таиландской автомобильной промышленности также сталкивается с проблемами. Замедление спроса в странах CLMV и ужесточение австралийских норм по экологии и безопасности усугубляют ситуацию. В то же время конкуренция со стороны зарубежных производителей электрических автомобилей на экспортных рынках усиливается.

Сегмент электрических автомобилей xEV, по прогнозам, будет продолжать расширяться: начиная с 2026 года его доля может превысить половину всех продаж новых автомобилей в стране. Ожидается, что продажи гибридов вырастут около 16% в 2026 году, и в этом сегменте японские производители сохранят лидерство благодаря наращиванию производства в Таиланде и стратегии диверсификации линеек — разнообразие дизайнов, ценовых уровней и характеристик, что повышает интерес и доверие потребителей. Большинство таких брендов обладают длительной репутацией, развитой сервисной сетью и доступом к запасным частям.
Рынок полностью электрических автомобилей (BEV) прогнозируют рост примерно на 18% в 2026 году, чему будет способствовать развитие инфраструктуры и экосистемы для электромобилей. При этом BEV продолжают сталкиваться с важными препятствиями: быстрой амортизацией стоимости и высокими страховыми взносами, которые могут откладывать решение покупателей.
Отрасль автокомпонентов и шин, как ожидается, будет расти стабильнее, но доходы производителей оригинального оборудования (OEM), поставляющих комплектующие для новых автомобилей, восстановятся медленнее по сравнению с рынком запасных частей (REM), поскольку производство новых автомобилей восстанавливается небыстро.

Экспортный сектор автокомпонентов ныне испытывает два ключевых риска. Во‑первых, конкурентоспособность на рынке США может оказаться под давлением, поскольку страны в составе USMCA, а также европейские и японские производители пользуются более низкими ставками импорта в США по сравнению с Таиландом. Во‑вторых, растёт риск применения мер антидемпинга или пошлин за «фальсификацию происхождения» товара: это вынудит экспортёров создавать более строгие системы отслеживания происхождения компонентов и укреплять надёжность цепочек поставок.
Торговая политика США оказывает прямое и косвенное влияние на тайский автопром. Несмотря на то, что Таиланд обладает большим опытом и готовностью выступать в роли значимой производственной базы автокомпонентов, рост торговых барьеров создаёт дополнительные вызовы в четырёх основных направлениях. Во‑первых, экспорт комплектующих, запчастей и мотоциклов рискует утратить долю на американском рынке из‑за более высоких торговых издержек; шины, впрочем, пока сохраняют конкурентное преимущество, но в долгосрочной перспективе могут столкнуться с усилением конкуренции со стороны Мексики. Во‑вторых, тайские поставщики страдают от сокращения заказов со стороны автопроизводителей‑клиентов, особенно японских компаний, которые используют тайские комплектующие для сборки машин с дальнейшим экспортом в США. В‑третьих, инвестиции в сектор автокомпонентов могут замедлиться в тех сегментах, которые сильно зависят от рынка США, поскольку компании будут перераспределять инвестпроекты в пользу производственных мощностей в Америке или в ближних к ней регионах, чтобы снизить торговые риски и издержки. В‑четвёртых, отрасль уязвима перед возрастанием нетарифных барьеров и возможными дополнительными мерами контроля происхождения импорта, поскольку тайская индустрия во многом зависит от импортных материалов и участия иностранных компаний.

Авторы подчёркивают, что проактивная политика со стороны государства, финансового сектора и бизнеса — сочетание мер по защите, регулированию и развитию внутренней цепочки поставок — крайне важна для сохранения и повышения конкурентоспособности таиландского автопрома в долгосрочной перспективе. Ключевые направления включают развитие производственной инфраструктуры, увеличение доли отечественных материалов, повышение стандартов продукции и квалификации рабочей силы по мировым требованиям, а также стимулирование инвестиций и инноваций. Это позволит тайским компаниям оперативно адаптироваться к изменениям геополитики и международных торговых правил.
Автор: Тхита Пеканон (ฐิตา เภกานนท์), старший аналитик, Центр экономических и бизнес‑исследований SCB EIC.






