Министерство финансов готовит масштабную перестройку фискальной системы с целью укрепления финансовой и бюджетной устойчивости в среднесрочной перспективе. По словам вице-премьера и министра финансов Экнити Нититандпрапас (เอกนิติ นิติทัณฑ์ประภาศ), приоритет будет отдан повышению эффективности сбора доходов и поэтапному повышению ставки налога на добавленную стоимость (VAT). Цель — сократить бюджетный дефицит до уровня не выше 3% ВВП в бюджетном году 2572 по тайскому календарю (приблизительно 2029/30 финансовый год) в рамках Среднесрочной фискальной рамки (MTFF) на 2027–2030 годы.
Эти шаги направлены на укрепление доверия инвесторов и предотвращение понижения кредитного рейтинга страны: правительство хочет наглядно показать, что фискальная позиция Таиланда восстанавливается, поскольку ранее дефицит бюджета превышал 3% ВВП.
В пакете реформ предусмотрены налоговая реформа, сокращение расходов и использование инструментов для привлечения инвестиций, в том числе фондов инфраструктуры. Конкретно по НДС планируется последовательное повышение: до 8,5% (рост на 1,5 процентного пункта от нынешних 7%) в 2571 году по тайскому календарю (приблизительно 2028 год), а затем ещё на 1,5 п.п. до 10% в 2573 году (приблизительно 2030 год). Министерство подчёркивает, что параллельно будут разработаны меры смягчения воздействия на население и бизнес, чтобы переход прошёл максимально плавно.
Министр признал, что сейчас экономика Таиланда не полностью готова к повышению НДС, но считает необходимым придерживаться плана для обеспечения роста экономики на полную мощность. Если же окажется, что момент неподходящий, повышение будут откладывать до тех пор, пока условия не станут благоприятными, сохраняя цель достичь ставки НДС 10% к 2573 году.
Кроме повышения НДС, в резервном плане предусмотрены и другие меры — повышение ставок по другим видам налогов и сокращение расходов. Кабинет министров на заседании 18 ноября 2568 года поручил Бюджетному управлению совместно с Минфином подготовить детальный план по сокращению дублирующихся расходов: многие программы социальной поддержки сейчас предоставляются несколькими учреждениями одновременно, поэтому предлагается централизовать выплаты и объединить информационные системы, чтобы исключить пересечения и снизить ненужные траты.
В части инвестиций правительство намерено продолжать привлекать проекты через альтернативные инструменты, не увеличивающие государственный долг: например, через Thailand Future Fund — фонд инфраструктуры для будущего Таиланда, и через государственно-частные партнерства (PPP). Эти механизмы рассматриваются как способы поддержать инвестиции без наращивания публичного долгового бремени.
Чиновники подчёркивают, что все изменения будут сопровождаться мерами по смягчению последствий для населения и экономики, а также поэтапной реализацией, чтобы обеспечить устойчивый переход и поддержать доверие инвесторов.






