Депутат по списку и член комиссии по рассмотрению проекта поправок к Конституции Чатурон Чайсанг (จาตุรนต์ ฉายแสง) заявил, что формула отбора членов комиссии «20 взять 1» может уже не быть «чудодейственным рецептом», каким её представляли раньше. Первоначально в основном варианте, предложенном Партией народа, предполагалось, что желающие стать членами комиссии будут регистрироваться группами по партийным спискам, а страна должна была выступить единым избирательным округом: граждане по всей стране предварительно отбирали бы 70 кандидатов с наивысшим числом голосов, после чего парламент сокращал бы их до 35, применив «формулу 20 взять 1». Ожидалось, что это обеспечит, во-первых, широкую народную основу отбора, а во-вторых, распределение членов комиссии пропорционально составу парламента, чтобы не допустить монополии большинства.
На практике эта формула напоминает обычный способ формирования парламентских комиссий, когда партии предлагают своих представителей пропорционально числу депутатов: крупные партии получают больше мест, мелкие — меньше. Но обычно в парламенте это делается без открытого набора граждан. В версии проекта Партии народа эту систему попытались совместить с предварительным народным голосованием — чтобы открыть регистрацию для большого числа желающих и дать людям самим выбрать 70 претендентов, не позволяя никому легко контролировать процесс.
Однако сейчас этап предварительного народного отбора фактически упущен на уровне комиссии. Принятый на голосовании в комиссии порядок предусматривает, что все прошедшие проверку кандидаты — будь их сотни, тысячи или десятки тысяч — сразу отправляются на второй этап, где парламент должен сократить их до 35, применив «формулу 20 взять 1». В таких условиях сама по себе «формула 20 взять 1» утрачивает свою изначальную роль обеспечения разнообразия: без предварительного отбора народом комиссия всё равно может оказаться сформирована по воле парламентского большинства. Более того, граждане могут посчитать бессмысленным подавать заявки: если из 70 кандидатов, выбранных народом, затем останутся те же люди, которых уже заранее «назначили» или предпочитают отдельные группы, то процесс превратится в заранее подготовленную «лотерею».
Иными словами, схема «20 предложить — 1 выбрать» рискует превратиться в обычную парламентскую практику подбора комиссий и не обеспечить общественного доверия. Чатурон выражает обеспокоенность, что это может привести к малому числу реально заинтересованных кандидатов и к тому, что итоговый состав комиссии не будет пользовался широкой общественной поддержкой.
Если члены комиссии разделяют эти опасения, по его словам, необходимо совместно искать способы исправления процедуры и, при необходимости, пересмотреть механизм предварительного отбора.






