Депутат списка партии «Народ» Суречет Прaвивонгвут (สุรเชษฐ์ ประวีณวงศ์วุฒิ) провёл пресс‑конференцию, на которой объявил, что его партия категорически против намерения правительства продлить концессию на эксплуатацию платной автодороги — проекта второго уровня (Double Deck) на участке Нгамвонгван–Пхрарам 9, который сейчас управляет компания Bangkok Expressway and Metro Public Company Limited (BEM). Речь идёт о продлении срока концессии, которая изначально должна была закончиться в 2578 году, ещё на 22 года и 5 месяцев — до 31 марта 2601 года.
По словам Суречета, министерство транспорта объявило о планах снизить плату за проезд по всем платным дорогам до конца 2568 года, установив верхний предел в 50 бат, как «новогодний подарок» гражданам. Однако он задаёт ключевой вопрос: что именно теряет или приобретает общество в обмен на это снижение? Может ли такая уступка сегодня обернуться бременем для будущих поколений?
Он напомнил, что попытки продлить концессию не новы — они начались ещё при правительстве генерала Прают Чан‑Оча в 2562 году. Тогда вопрос о продлении шёл в две части. Первая — продление концессии уже действующего соглашения на свободных условиях, в результате которого, по утверждению Суречета, частный оператор получил дополнительное увеличение срока на 15 лет и 8 месяцев без должного судебного разбирательства и конкуренции — так называемый «платёж за притворное неведение», что перенесло окончание концессии с 2563 на 2578 год. Тогда, будучи депутатом оппозиционной партии «Будущее», он и его соратники пытались это остановить, но не смогли.
Вторая часть — стремление связать продление концессии с новым проектом строительства второго уровня платной магистрали (Double Deck). Суречет утверждает, что под предлогом снижения тарифов те же игроки — старые частные операторы и заинтересованные чиновники — снова проталкивают выгодную для себя схему. Он напомнил, что ещё в 2562–2563 годах проект Double Deck откладывали и рассматривали отдельно, но в 2567 году нынешнее правительство также обещало снижение платы за проезд как «подарок» населению. По его словам, попытки использовать снижение тарифа как предлог для продления концессии и строительства Double Deck продолжаются и сейчас.
При обсуждении на церемонии представления политики правительства министр здравоохранения Анутин Чанвиракул (Anutin Charnvirakul) заявил о намерениях снизить расходы граждан, в том числе плату за проезд по платным дорогам. Суречет отметил, что ещё тогда он прямо спросил министра транспорта, не является ли истинной целью именно расширение концессии, а не реальное снижение тарифов для граждан. Министр воздержался от чёткого ответа. Теперь, по мнению депутата, громкий лозунг «снижение тарифа до 50 бат» служит ширмой — а главная выгода пойдёт частному оператору, который добьётся продления срока эксплуатации и, возможно, сохранит или увеличит прибыль.
Суречет предупреждает, что население может и не заметить ударных последствий: хоть тарифы снизятся сегодня, однако длительная продлённая концессия «заморозит» возможности будущих правительств проводить гибкую транспортную политику. Например, нельзя будет ввести бесплатный или льготный проезд в ночное время или применять дифференцированный тариф в зависимости от дистанции (distance‑based) — всё это окажется заблокированным договорами с текущим концессионером. Он убеждён, что если бы конкурс был открыт, могли бы проявиться другие частные компании с лучшими предложениями.
Далее он пояснил принцип: концессии должны истекать по сроку, и после этого должен проводиться новый конкурс — продление же даёт частным компаниям сверхприбыли. В начальные годы эксплуатации компании часто привлекают кредиты и несут основные расходы, но по мере роста трафика и стабильных затрат на обслуживание их прибыль растёт. Поэтому если изначально предусматривался срок окупаемости, например, 30 лет, то так и должно быть, а не «подгоняться» под новый длительный срок. Тем не менее сейчас ищут основания, чтобы продлить концессию до 2601 года.
Он отметил четыре причины, по которым партия «Народ» выступает против продления:
1) Невыгодно: снижение тарифа сегодня минимальное, а плата тянется на десятилетия — граждане платят в целом дольше.
2) Непрозрачно: комитет по бюджету, который возглавляет он сам, запрашивал детальные данные по проекту Double Deck, но ведомства не предоставили документы, ссылаясь на необходимость предварительного одобрения Кабинета министров. Он опасается, что если проект уже будет утверждён Кабинетом, будущие правительства не смогут изменить условия без больших выплат (так называемых «штрафов за отмену»).
Суречет добавил, что получил сведения о закрытом заседании Комитета по государственной‑частной инвестиционной политике (PPP Board) 31 октября 2568 года, и просит СМИ запросить у офиса Комитета по государственной собственности (State Enterprise Policy Office, СЕРО) — обсуждалась ли там тема продления концессии и каковы были решения, потому что если вопрос прошёл PPP, ему будет легко попасть в Кабинет министров.
3) Не решает проблему пробок: проект Double Deck, по его оценке, не устранит заторы. Даже если кто‑то считает проект полезным, то логично дождаться окончания действующей концессии и после этого проводить открытый конкурс. Стоимость проекта оценивается примерно в 34,800 млн бат — это строительство второго уровня над уже существующим участком, фактически «парковки в воздухе», которые мало повлияют на дорожную пропускную способность на уровне земли. Стоимость на километр — около 2,047 млн бат, что выше инвестиционных затрат некоторых провинциальных советов в целом.
4) Не дело текущего правительства: действующее правительство функционирует по соглашению MOA и имеет ограниченный мандат (до 31 января 2569 года). Неуместно принимать супермейджор‑сделки с долговыми обязательствами на века на пороге выборов. Такие решения подрывают легитимность — по его мнению, крупные сделки, налагающие обязательства на будущие поколения, должны приниматься правительством, получившим мандат через всеобщие выборы. Суречет настаивает, что надо сначала опубликовать все обоснования, цифры и факты, чтобы будущий избранный кабинет провёл открытые обсуждения и принял окончательное решение.
Предложение партии «Народ» ясно: прекратить попытки тянуть с продлением концессий и вместо этого сосредоточиться на реальных мерах по снижению заторов. Не нужно торопиться с Double Deck — сначала дождаться окончания концессии, провести структурные реформы. Варианты, которые можно внедрить без отдачи преимуществ текущим концессионерам, включают переход на систему оплаты в зависимости от пройденного расстояния (distance‑based), где близкие поездки стоят дешевле, а дальние — дороже, или введение временных тарифов (time‑dependent), например, бесплатный или сниженный проезд в ночное время, когда трафик невелик. Такие меры повышают удобство и безопасность для граждан, при этом государство не несёт дополнительных затрат — но реализовать их станет невозможно при пролонгации действующих концессий.
«У нас есть множество альтернатив, не обогащающих частных капиталоёмких игроков», — заключил Суречет. Он призвал правительство не спешить одобрять крупные сделки ради политической выгоды перед выборами и оставить решение по долгосрочным обязательствам будущему избранному правительству, предоставив партиям время представить свои решения и дать избирателям выбрать лучший путь.






