АвтоИнтересное

Mazda RX-7 FD (1992): легенда роторного мотора

Положение за рулём у RX‑7 FD — одно из самых удачных среди спортивных машин 90‑х. Левая нога располагается прямо вперёд на сцеплении рядом с педалью тормоза, что удобно тем, кто использует левую ногу для торможения. Педаль газа выполнена остро и отзывчива. Центральная консоль высокая, почти на уровне взгляда водителя. В машинах высоких годов выпуска тепло от мотора может проникать в салон — FD лучше чувствует себя в прохладе, в жарком климате он нагревается значительно. Перед водителем — тахометр с красной зоной на 9 000 об/мин, выше, чем у многих Ferrari того времени. Справа — спидометр в километрах в час. Слева в небольших нишах выстроены датчики расхода воздуха, управления подачей топлива, температуры топлива и охлаждающей жидкости — все они чёткие и удобочитаемые как днём, так и ночью. media 1

Температура масла в RX‑7 может меняться довольно резко в зависимости от стиля езды: при спокойной езде показатели стабильны, но при агрессивном раскручивании стрелки «взлетают». У серийной машины разгон с места может показаться вялым до тех пор, пока обороты не поднимутся к примерно 4 000 об/мин — после этого мотор буквально «взрывается», и машина резко ускоряется. На низких оборотах первый турбокомпрессор работает мягко и заметно с задержкой, а второй включается с внезапной силой, когда обороты достигают средней зоны; при достижении 4 000 об/мин 13B REW начинает выдавать сложную, многослойную отдачу с ощутимым напором. Максимальный крутящий момент порядка 294 Н·м достигается примерно на 5 000 об/мин, что делает характер тяги ближе к «верху» диапазона, а звук выхлопа при этом резок и выразителен. media 2

RX‑7 третьего поколения родился в эпоху, когда Mazda боролась с такими соперниками, как Toyota Supra A80, Nissan 300ZX Z32, Mitsubishi 3000GT и Honda NSX. У FD свой характер: складывающийся «поп‑ап» свет, уникальный роторный двигатель без поршней — с треугольными роторами, раскручивающимися до высоких оборотов. Роторный мотор работает удивительно плавно, с низкими вибрациями и равномерной подачей крутящего момента во всём диапазоне оборотов. Он компактен и легче традиционных бензиновых рядных или V‑моторов, но известен повышенным расходом топлива и некоторой требовательностью к обслуживанию. media 3

Инженерные решения в FD включают улучшенные системы впуска, выпускной тракт, систему охлаждения, смазки и электронику. Двигатель фактически состоит из двух блоков по 654 см3, оснащённых парой турбокомпрессоров и интеркулером. Система последовательных турбин была первой в своём роде: первый турбо начинает наддув примерно с 1 800 об/мин и держит до ≈4 000, затем второй вступает в работу с ≈4 200 до 7 000 об/мин, что сглаживает явление «турбоямы». Так FD сочетает хорошую тягу с низких и средних оборотов и резкий набор мощности в верхней части диапазона. Заявленная мощность серийных версий — около 240 л.с. (176 кВт) при 6 500 об/мин, а 0–100 км/ч машина способна пройти быстрее семи секунд; кварт‑миля — меньше 15 секунд. media 4

Когда двигатель роторного типа раскручивается до красной зоны, это ощущение сложно описать: всё работает гладко, с дрожью, но при этом и с эмоцией, почти «сверхъестественной». Двойной ротор 13B — это вершина эпохи традиционных ДВС в компактном исполнении. Пятиступенчатая механическая коробка FD показывает превосходную точность и короткий ход переключения; сцепление лёгкое, рычаг строгий и информативный — в целом коробка FD превосходит многие аналоги своего времени по тактильному ощущению. Педали расположены идеально, что добавляет удовольствия при активном вождении. media 5

С точки зрения шасси FD — настоящий бриллиант 90‑х. Тормоза, традиционно одна из слабых сторон ранних RX‑7, были улучшены и стали более предсказуемыми. Рулевое управление имеет адекватный вес и хорошую точность. Подвеска настроена спортивно: машина цепко держит дорогу, при этом иногда допускает лёгкий занос характерный для маленького заднеприводного автомобиля с высокой мощностью. Геометрия подвески и настройки обеспечивают постоянный контакт шины с дорогой — отсюда и отменная управляемость, за что FD ценят дрифт‑пилоты. Длина 4 295 мм, ширина 1 760 мм и высота всего 1 230 мм — типичные «гоночные» пропорции с изящными боковыми линиями и сдержанным, плотно скомпонованным задом. media 6

Серия FD с роторным агрегатом прошла несколько этапов эволюции. При дебюте в 1992 году на японском рынке появились Series 6 (1992–1995), выпущенные в нескольких вариантах от ориентированных на спринт Type RZ до более комфортных Touring X с четырёхступенчатым «автоматом». Series 7 (1996–1998) получил обновлённую электронику ECU 16‑бит и прибавку мощности около 10 л.с.; в этой версии предлагалась только «механика», поскольку роторный мотор работал на очень высоких оборотах и «автомат» не всегда соответствовал его характеру. Финальная Series 8 (1998–2002) — улучшенные турбины, обновлённый интеркулер и охлаждение, увеличенные воздухозаборники, доработанные тормоза и аэродинамика; были и ограниченные версии, включая легендарный Spirit R — всего около 1 500 экземпляров, что делает их особенно ценными среди коллекционеров. media 7

Технически 13B REW — компактный и красивый по инженерной мысли мотор объёмом около 1,3 л с парой турбин: первая даёт буст около 10 psi уже с 1 800 об/мин, вторая добавляет ещё примерно 10 psi в районе 4 500 об/мин, и мотор может тянуть до 8 000 об/мин, где звучание становится близким к гоночному. Коробка передач у RX‑7 заточена под высокий стиль езды: короткие, «резкие» передаточные числа и спортивная подача тяги. media 8

При активной езде и особенно в жару центральная консоль и туннель коробки могут сильно нагреваться — из‑за компактного расположения двигателя и небольшой дистанции между моторным блоком и туннелем. При длительных перегрузках на треке это остаётся одной из практических проблем: тепло от мотора и КП проявляет себя ощутимо, особенно в горячем климате. media 9

В некогда «золотую эпоху» японских спорткаров, когда йена была крепка и инженерам позволяли тратить большие ресурсы на разработку, Mazda создала FD как ответ конкурентам и ориентир по лёгкости и балансу. RX‑7 активно популяризировался и в видеоиграх — в том числе в Gran Turismo — где многие поколения игроков влюблялись в его звук и поведение, что дополнительно увеличило статус модели у молодёжи 90‑х и современных коллекционеров. Сегодня ранние и лимитированные версии FD остаются востребованы и дорожают на рынке классики. media 10

Автор текста отмечает: RX‑7 FD — машина с яркой инженерной идеей, склонная к расточительности в топливе и требовательная к обслуживанию, но при этом дающая уникальные ощущения от вождения. Для тех, кто ценит характерные, «живые» спортивные авто 90‑х, FD остаётся одним из самых желанных выборов. media 11

Контакт автора: [email protected] — https://www.facebook.com/chang.arcom — https://www.facebook.com/ARCOM-CHANG-Thairath-Online-525369247505358/

Show More

Related Articles

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

Back to top button