В 13:30 28 октября 2025 года в парламенте лидер Демократической партии Апхисит Ветчачива дал интервью перед своим выступлением на заседании специальной парламентской комиссии по изучению преимуществ и недостатков отмены MOU 43–44, касающегося разрешения проблем на границе между Таиландом и Камбоджей. Он подчеркнул, что правительство тогда имело идею и намерение отменить меморандум 2001 года, и ожидается, что в комиссии его попросят подробно объяснить логику тех решений и причины, стоявшие за ними. Однако он не знал, будут ли на слушании подниматься и другие вопросы.
Апхисит отметил, что сейчас складывается большая путаница в позициях: правительство включило в свою программу намерение провести референдум, хотя обе законодательные палаты уже создали комиссии для предварительного изучения вопроса. При этом в последнее время было подписано соглашение с Камбоджей, а на уровне АСЕАН и вовсе продолжают ссылаться на исполнение положений MOU. Поэтому правительство обязано разъяснить, как будет вестись работа отныне и до дня выборов — без ясности получится противоречие между действующими делами и провозглашённой политикой, что только усилит неразбериху.
По словам Апхисита, граждане вправе получить максимальный объём информации до проведения референдума. Службы, работающие над проблемой, в том числе МИД, нуждаются в чётком политическом направлении, потому что нельзя просто приостановить всю работу в ожидании референдума. Он призвал правительство дать ясную политику, чтобы заинтересованные ведомства могли продолжать свои действия. По меньшей мере, сейчас, по его словам, наблюдается общее согласие по четырём ключевым требованиям, которые должны быть выполнены Камбоджей прежде, чем обсуждать прочие вопросы.
На раннем этапе заседания председатель комиссии, сенатор Нопдон Инна, поинтересовался методикой изучения MOU перед представлением отчёта кабинету министров и уточнил, как развивалась ситуация в период, когда Апхисит занимал пост премьер-министра. Апхисит напомнил, что в то время тема Камбоджи имела множество измерений. Ситуация во многом была следствием действий предыдущих двух правительств, которые допустили включение храма Праа Вихан (Кхмерское имя — Преа Виангхар) в список объектов всемирного наследия ЮНЕСКО, что, по его словам, стимулировало активность Камбоджи и её вмешательство в управление территориями вокруг храма.
Апхисит указал, что в решении Международного суда 1962 года (в тексте упомянуто 2505 года по буддийскому календарю) говорилось лишь о том, что храм находится на территории Камбоджи, но при этом в решении не указывались чёткие линии государственной границы. Это создало долгосрочную проблему, с которой ему пришлось сталкиваться на посту премьера.
«Я считаю, что нерешённая проблема вытекает из той самой формулировки в решении Международного суда 1962 года, где суд использовал аргумент „правовой запирающий эффект“ (legal estoppel) как ключевой фактор. Это постоянно вызывало обеспокоенность Таиланда: если Камбоджа продолжит предпринимать шаги, а мы будем молчать, это может создать дополнительные сложности», — сказал Апхисит.






