Rolls‑Royce представил исследовательский электросамолёт Spirit of Innovation — полностью электрическую машину, которая стала самым быстрым в мире летательным аппаратом с электрическим приводом. Этот прототип установил сразу три мировых рекорда, а результаты уже направлены в Международную авиационную федерацию (FAI) для официального подтверждения.
Испытания проводились на испытательном комплексе Boscombe Down Министерства обороны Великобритании. В 15:45 GMT 16 ноября 2021 года самолёт достиг максимальной скорости 555,9 км/ч (345,4 миль/ч) на дистанции 3 км, что значительно превосит предыдущий рекорд в 213,04 км/ч (132 миль/ч). На участке в 15 км зарегистрирована скорость 532,1 км/ч (330 миль/ч), а прежний рекорд превосходил её на 292,8 км/ч (182 миль/ч). Кроме того, пилот достиг рекордного времени набора высоты до 3 000 метров: 202 секунды при заявленном эталоне 60 секунд — данные уже задокументированы и ожидают официального утверждения FAI.
Во время одного из полётов было зафиксировано пиковое значение скорости 623 км/ч (387,4 миль/ч), что делает «Spirit of Innovation» самой быстрой электрической машиной в истории. Уоррен Ист, генеральный директор Rolls‑Royce, назвал это выдающимся достижением команды ACCEL и поблагодарил партнёров проекта, в частности Electroflight, за совместную работу. По его словам, созданные для проекта высокоэнергетические батареи и передовые силовые установки открывают интересные возможности для развития Advanced Air Mobility — городской электрической авиации — и соответствуют стремлению к снижению углеродных выбросов, обсуждавшемуся на COP26.
Проект «Spirit of Innovation» является частью программы ACCEL (Acceleration of Electrification of Flight). Финансирование проекта частично осуществлялось при поддержке Агентства аэрокосмических технологий (ATI), Министерства бизнеса, энергии и промышленных стратегий Великобритании и Innovate UK. Самолёт оснащён электрической силовой установкой мощностью 400 кВт (более 500 л.с.), а батарейный блок обладает наивысшей на текущий момент в авиационной индустрии плотностью энергии. Rolls‑Royce работал над проектом совместно с Electroflight — специалистами по хранению энергии, и YASA — поставщиком силовых установок.
Помимо технической демонстрации, эти испытания дают важные данные для разработки электрических силовых систем и приводов, которые могут применяться в будущих электрических городских средствах транспорта и в авиации с нулевыми выбросами.
Rolls‑Royce имеет долгую историю участия в попытках установить авиационные рекорды — вплоть до гонок за трофеи Шнайдера в 1930‑х годах. Под руководством пилота‑испытателя и директора по эксплуатации Phil Odell и тестового пилота Steve Jones (Electroflight) «Spirit of Innovation» превзошёл рекорд, установленный самолётом Extra 330 LE Aerobatic, оснащённым двигателем Siemens eAircraft в 2017 году. Резкий скачок скоростей за короткий период подчёркивает, насколько быстро развиваются решения на базе электричества в авиационной отрасли.
Проект ACCEL также получил поддержку от Jaguar Land Rover, предоставившего электрический автомобиль Jaguar I‑PACE для буксировки и вспомогательных задач, а также от часового производителя Bremont, выступившего официальным партнёром по хронометрированию рекордных попыток. Все полёты по попытке установить рекорд проводились в соответствии с регламентом FAI для категории Powered Aeroplane C‑1C Electric.
В июне 2024 года Rolls‑Royce объявил о плане достижения нулевого чистого выброса углерода: компания вступила в кампанию Race to Zero ООН и нацелена на соответствие продуктового портфеля принципам нулевых выбросов CO2 к 2030 году, а к 2050 году планирует, чтобы все её продукты соответствовали нулевым выбросам. Эти тесты и рекорды становятся важной частью дорожной карты к реализации этой цели.