29 сентября 2025 года в здании парламента во время парламентского заседания по правительственной декларации депутат по списку от партии «Народ» Ситтипон Вибултанакун выступил с докладом о том, как торговая война сказываются на тайской экономике, особенно на малых и средних предприятиях (SME) и на сельхозпроизводителях. Он призвал к немедленным мерам поддержки, чтобы остановить ущерб от новых американских пошлин и связанных с ними проблем.
По словам Ситтипона, главный вызов для сегодняшней экономики Таиланда — торговая война. Необходимо заранее готовиться к новым пошлинам США, известным как «трамп‑пошлины», особенно ввиду их последствий для малых и средних предприятий. По оценке Центрального банка, более 3 млн SME рискуют пострадать от этих тарифов, что затрагивает свыше 12 млн рабочих мест. Это не локальная проблема: каждая компания — звено в глобальной цепочке поставок, и нарушения в одном звене отражаются на всей цепочке. Сегодня многие SME уже испытывают серьёзные трудности: слабая экономика, снижение продаж, сокращение доходов, рост заёмных средств. Уровень проблемных долгов SME уже превысил показатели времён COVID. Если предприниматели не могут получить помощь в официальных каналах, они вынуждены обращаться к таким, кто выдаёт займы вне системы, что создаёт долгосрочные риски.
Ситтипон выделил три острейшие проблемы, требующие немедленного решения.
Первое — транзитный ввоз и товары с фальшивым указанием происхождения (transshipment). США вводят повышенные пошлины в отношении ряда стран, в том числе Таиланда, и, возможно, будут применять двойные тарифы: льготная ставка для товаров с надлежащим подтверждением происхождения и повышенная ставка для тех, где происхождение сомнительно. В качестве примера он привёл солнечные панели: США ввели противодействующие пошлины (CVD) на панели из Таиланда на уровне более 300%, в отдельных случаях до 900%. Эти пошлины введены не потому, что Таиланд субсидировал производство, а потому, что США сочли, что Китай субсидирует отрасль, и поэтому действие затронуло и компании в других странах — сбор тарифов применяют ко всем экспортером, а не к отдельным фирмам.
Второе — подделка сертификатов происхождения (C/O). По данным, Департамент внешней торговли выдаёт примерно 338 000 таких сертификатов в год (данные за 2024 г.), однако за этим процессом следят лишь около 10 сотрудников — не считая сертификатов, выдаваемых Торгово‑промышленной палатой, ассоциациями и провинциальными палатами. В сумме по стране ежегодно может выходить от 500 до 600 тысяч C/O. В деловых кругах известно, что поддельные сертификаты наносят ущерб репутации тайских товаров и создают проблемы при торговых спорах.
Третье — наплыв дешёвых импортных товаров, прежде всего из Китая. Ситтипон прогнозирует, что после введения американских пошлин китайские товары будут активно перераспределяться на другие рынки, в том числе в Таиланд, — объём такой «перетекшей» продукции может достичь примерно 90 000 млн бат. В августе 2025 года импорт вырос на 15,8% по сравнению со средним значением за первые восемь месяцев года, в то время как общий рост за 8 месяцев составил 11,3%. При этом особенно вырос импорт потребительских товаров — на 16,9%, что выше среднего показателя и больше, чем в прошлом году. Во втором квартале этого года импорт из Китая в Таиланд вырос на 38,3% против 13% годом ранее — это явный сигнал угрозы вытеснения местных производителей.
Четвёртая проблема, на которую обратил внимание депутат — медленное и недостаточное доведение компенсационных и кредитных мер до SME. Правительство объявляло о soft loan на сумму 200 млрд бат для поддержки ликвидности пострадавших предприятий, а также о кредите на поддержку занятости в 30 млрд бат от Фонда социального страхования. Однако спустя более двух месяцев ни одно предприятие ещё не получило помощь. Ситтипон поставил вопрос: каким образом правительство улучшит и ускорит меры поддержки, чтобы они действительно доходили до пострадавших?
В завершение депутат предложил три срочные меры для поддержки SME:
1) Борьба с транзитным ввозом и поддельными C/O: подготовить ресурсы — увеличить штат и модернизировать процесс выдачи и проверки сертификатов происхождения, внедрить технологические решения, усилить систему мониторинга жалоб и создать публичную панель (DASHBOARD) с открытой информацией о ходе расследований и исправлении нарушений, чтобы процесс был прозрачным и оперативным.
2) Противодействие наплыву некачественных и дешёвых товаров: открыто публиковать результаты переговоров и переговорные позиции, чтобы профильные ведомства могли заранее готовиться — разрабатывать новые стандарты, ужесточать контроль за качеством и соответствием импортных товаров.
3) Ускорение и контроль мер поддержки: обеспечить реальный доступ SME к soft loan, ввести показатели эффективности (метрики) по доступу SME к кредитам, сократить время согласования и выдачи займов, а также отслеживать динамику занятости, сокращения персонала и банкротств среди SME, чтобы оценивать эффективность мер по поддержанию рабочих мест.
Ситтипон подчеркнул: без этих срочных действий риск для цепочек поставок и для миллионов рабочих мест остаётся высоким, и правительство должно действовать немедленно, чтобы избежать серьёзных и долгосрочных последствий для экономики страны.