Замедление продаж электромобилей в Китае заставило BYD искать дополнительные пути роста — и одной из ключевых стратегий стала активная работа с подключаемыми гибридами (PHEV). Этот сегмент уже тихо, но уверенно завоёвывает место в линейке BYD: по продажам сейчас подключаемые гибриды опережают у компании полностью электрические автомобили более чем на 100%.
BYD известна как крупный производитель электромобилей и аккумуляторов, однако сейчас доля PHEV в общем объёме продаж становится всё более значимой. Это особенно важно в контексте расширения компании в Европе: кроме Норвегии и Финляндии, в ряде европейских стран электромобили пока не получили массового спроса, и покупатели отдают приоритет автомобилям с большим запасом хода без необходимости частой подзарядки.
Китай остаётся крупнейшим рынком для BYD, но глобальная экспансия — главная цель. Чтобы конкурировать с европейскими брендами, BYD требует разнообразия продуктов и надёжной дилерской сети. В этом плане расширение ассортимента PHEV — важный шаг: китайские PHEV уступают по надёжности и прочности объединённым европейским силовым агрегатам, хотя по запасу хода могут соперничать с люксовыми немецкими моделями. Главный плюс — более низкая цена, заметный на таких рынках, как Таиланд, но общая динамика и управляемость при высоких скоростях пока остаются сильной стороной немецких марок.
На мероприятии в Штутгарте Мария Грация Давлино, руководитель регионального подразделения BYD в Центральной Европе, подтвердила планы вывести на европейский рынок как минимум две подключаемые гибридные модели к 2025 году. Германия указана BYD как один из приоритетных рынков. «Не все готовы к полностью электрическим автомобилям, нам нужно предложить альтернативы, чтобы привлечь покупателей», — сказала Давлино в интервью Reuters. По её словам, BYD будет развивать две основные линии: полностью электрические модели и гибриды DM-i.
Компания также предпринимает шаги по снижению риска издержек, связанных с пошлинами ЕС на импорт китайских автомобилей. Новые заводы в Венгрии и Турции помогут поставлять машины в Европу с меньшими логистическими и таможенными затратами. Несмотря на замедление роста продаж на внутреннем рынке, есть признаки улучшения: в первом квартале 2025 года BYD продала в Европе более 37 000 автомобилей — это на примерно 8 500 ед. больше, чем в первом квартале 2024 года.
Кроме расширения PHEV, BYD развивает премиальный бренд Denza, который позиционируется как конкурент Mercedes‑Benz, BMW и Audi. На практике Denza пока отстаёт в динамике и управляемости на высоких скоростях, но модельный ряд пополнится: в планах — спортивный Z9 GT, претендующий на конкуренцию с Porsche Taycan Sport Turismo, а затем — электрический минивэн D9.
На данный момент в Европе у BYD представлена только одна PHEV‑модель — седан Seal DM‑i — но ситуация меняется: компания намерена расширять предложение подключаемых гибридов на континенте.
Интересный исторический штрих: в 2008 году Berkshire Hathaway Уоррена Баффетта приобрела акции BYD на сумму около 1,8 млрд гонконгских долларов, когда бренд ещё был малоизвестен за пределами Китая. Тогда акция стоила примерно 8 гонконгских долларов, и с момента инвестирования стоимость акций выросла многократно — по данным CNBC рост составил около 3 890%.
Однако недавно Berkshire Hathaway Energy завершила полную распродажу своего пакета акций BYD. Этот процесс проходил постепенно с 2022 года и был зафиксирован в финотчётах как серия из 15 траншей, а позднее — полномасштабная продажа в конце лета того же года. Новость о завершении продажи акций застала рынок врасплох: акции BYD на Гонконгской бирже упали примерно на 3,4% и стали одними из аутсайдеров индекса китайских бумаг.
По итогам прошлого года BYD продала в мире 4,27 млн автомобилей: 1,76 млн — чисто электрических, 2,49 млн — подключаемых гибридов. Первоначальная цель компании на этот год составляла до 5,5 млн поставок, но в условиях усилившейся конкуренции и замедлившегося спроса BYD скорректировала прогноз до 4,6 млн автомобилей.
Автор: Аком Румсуван. Контакты: [email protected], Facebook: https://www.facebook.com/chang.arcom