Департамент международной торговли сообщил, что с 1 января 69 года Министерство торговли Таиланда введёт в действие новую политику по двум ключевым направлениям. Первое — запрет на импорт кормовой кукурузы из районов, где используется выжигание остатков урожая, с целью предотвратить трансграничное распространение вредного дыма и частиц PM2.5 и защитить здоровье населения. Второе — укрепление системы лицензирования экспорта для так называемых «двухцелевых» товаров (DUI), в том числе тех, что могут быть использованы в ядерной сфере, чтобы подтвердить приверженность Таиланда принципам мира и неучастию в военных конфликтах.
Заместитель директора Департамента международной торговли Дуангайт Нитиутай пояснил, что новая мера по кукурузе предусматривает обязательство импортеров иметь доказательства того, что в производственном процессе не применялось выжигание. Это делается для сокращения трансграничного загрязнения PM2.5 и для создания нового экологического торгового стандарта. Таиланд ежегодно производит около 4–5 млн тонн кормовой кукурузы, но потребляет примерно 9 млн тонн, поэтому импорт составляет около 2 млн тонн; свыше 90% импорта обычно поступает из Мьянмы, остальное — из Лаоса и Камбоджи. Мера будет действовать до тех пор, пока не вступит в силу закон об чистом воздухе и соответствующие подзаконные акты.
В переходный период, до появления полного законодательства, импортеры должны будут самостоятельно подтверждать, что поставки происходят из зон без выжигания, либо иметь подтверждающие документы от государственных органов страны-экспортёра или признанных международных организаций. Также потребуется вести реестр с данными о посевных площадях и их географическом расположении, чтобы можно было отследить происхождение груза. При выявлении поставок из мест с выжиганием первые два нарушения будут сопровождаться предупреждениями; при третьем — регистрация импортёра будет приостановлена, и он временно потеряет право на импорт.
Когда вступит в силу Закон об охране воздуха и связанные с ним подзаконные акты, требования станут более строгими: допускается приём только тех поставок, которые сопровождаются сертификатом от признанного органа страны-экспортёра, а также обязательным планом и картой посевных участков. Система санкций останется прежней. Планируемые меры будут представлены на рассмотрение нового кабинета министров, затем Минторг официально объявит о вступлении правил в силу с 1 января 69 года.
Кроме того, Департамент объявил о контроле экспорта «двухцелевых» товаров: с 1 января 69 года начнётся регулирование экспорта по всем 10 категориям таких товаров — в общей сложности более 1 775 наименований. Однако в первую очередь под контроль попадут товары из категории 0, связанные с ядерными материалами, предприятиями и оборудованием — всего 204 позиции. В 2567 году экспорт по этой категории составил около 437 млрд бат, основными рынками были США, Нидерланды, Тайвань, Китай, Малайзия и Япония. Во втором квартале 69 года планируется расширить контроль на категории 7–9: авиационную электронику и пилотируемые/автономные системы, транспортные и морские устройства, а также авиационно‑космические и двигательные компоненты — например, дроны и детали самолётов. За весь 2567 год экспорт всех 10 категорий «двухцелевых» товаров принёс Таиланду около 3,15 трлн бат — примерно 30% от общего экспорта страны.
При экспортном контроле отправитель обязан проверить в системе e-Classification департамента (www.etcwmd.dft.go.th), относится ли его товар к категории DUI 0. Если да, то требуется подать заявку на экспорт через систему e-DUI Licensing и приложить сопроводительные документы — например, подтверждение конечного использования и документы по сделке. Предприниматели могли начинать подавать такие заявки с декабря 68 года.
Департамент также составил список из ещё примерно 50 товаров под пристальным наблюдением: это позиции, которые развитые страны считают потенциально пригодными для производства оружия большой разрушительной силы. Многие из этих товаров сейчас используются в конфликте Россия–Украина, и среди них — комплектующие для вертолётов, авиационные детали (например, лопасти), дроны и другие компоненты, применяемые в военных действиях. Примерно половина этих 50 позиций выходит за рамки десяти категорий двухцелевых товаров и требует отдельного внимания при контроле экспорта.