Секретарь Комиссии по конкуренции Висану Вонгсинсирикул сообщил, что Секретариат комиссии подготовил проект постановления «Руководство по оценке недобросовестных практик и действий, ведущих к монополизации или ограничению конкуренции на многосторонних цифровых платформах», охватывающий платформы для торговли товарами и услугами. Проект готов и открыт для сбора мнений от всех заинтересованных сторон до 18 сентября на сайтах www.tcct.or.th и www.law.go.th.
(Приложение изображения ниже)
Причиной подготовки такого руководства стали более десяти жалоб на несправедливые практики в онлайн‑торговле. Среди частых претензий — принуждение продавцов пользоваться логистическими службами, связанными с платформой, необоснованное и чрезмерное повышение комиссий, навязывание рекламных и промоакций, а также проблемы с возвратом денег и товаров.
Новое руководство призвано четко прописать правила и критерии поведения платформ и взаимодействия с продавцами, службами доставки, рекламодателями и платежными провайдерами. Документ определит, в каких пределах допустимо повышать комиссии и заблаговременно уведомлять участников об изменениях, как продавец может выбирать способ оплаты и службу доставки и какие другие стандарты должны соблюдаться.
В документе сказано, что e‑commerce‑гайдлайн будет регулировать деятельность цифровых торговых площадок в отношении всех участников рынка — продавцов, логистических операторов, рекламных и платежных сервисов — и требовать справедливого, недискриминационного ведения бизнеса без принуждения или создания преимуществ для отдельных игроков. За несоблюдение правил предусмотрены наказания в соответствии с Законом о конкуренции 2017 года. После завершения публичных консультаций замечания будут учтены, текст доработают и представят на рассмотрение комиссии; в ведомстве рассчитывают начать применение правил в октябре.
Проект постановления охватывает широкий круг запрещенных или регулируемых практик. В числе мер — запрет принуждения к установлению цен ниже себестоимости без обоснований; запрет удерживать право продавать товары на других площадках по цене выше, чем на собственной платформе; запрет диктовать цену перепродажи. В документе также внимание уделено нечестным схемам взимания комиссий: необоснованному повышению уже существующих сборов, подгонке комиссий в зависимости от конкурентов, установлению тарифов ниже средней суммарной себестоимости с целью вытеснить конкурентов, введению новых комиссий без предварительного уведомления и др.
Кроме того, руководство будет бороться с практиками, ограничивающими видимость товаров и услуг: алгоритмическим скрытием или понижением показов, предоставлением привилегий продавцам, от которых платформа получает выгоду, размещением собственных товаров на видных местах главной страницы, принуждением к использованию конкретной логистики, обязательному участию в промоакциях. Также под запрет попадут необоснованные ограничения прав продавцов — блокировка аккаунтов, удаление товаров из продажи, навязывание пакетов товаров и услуг, требование передачи коммерческой информации, используемой для создания барьеров и вытеснения конкуренции, а также выборочное отношение, приводящее к монополизации или снижению конкуренции.
После текста статьи приведена ссылка на рубрику «Государственная политика» для чтения дополнительных материалов.