7 сентября группа депутатов Палаты представителей Таиланда, численностью не менее одной десятой состава палаты, собрала подписи и обратилась к председателю парламента с просьбой направить в Конституционный суд ходатайство о проверке и вынесении решения по лишению депутатских полномочий лидера партии Bhumjaithai Ануджина (Анутинa) Чанвиракула и лидера партии «Народ» (People Party) Наттхапонга Руанпанявути в соответствии со ст.101 (2) Конституции в сочетании со ст.185 (1) и (2). Ходатайство было принято Секретариатом Палаты представителей 5 сентября в 11:38 под регистрационным номером 14239/2568.
В документе депутаты ссылаются на недавнее решение Конституционного суда, в котором полномочия министра и премьер‑министра были прекращены в личном порядке (дело №17/2568, решение от 29 августа). Вследствие этого весь кабинет министров по конституции утратил полномочия, и до формирования нового кабинета действующий состав должен оставаться у власти лишь в оперативном режиме (за исключением случая, когда премьер не может исполнять обязанности). Затем правительство назначило в.и.о. премьер‑министра.
По конституции Палата представителей должна рассмотреть и дать согласие на кандидатуру нового премьер‑министра; для этого партия, выдвигающая кандидата, должна заручиться поддержкой большинства депутатов (более половины от текущего числа депутатов — 492 человека).
Авторы обращения утверждают, что партия Bhumjaithai не сумела собрать более половины голосов и располагает не более 146 депутатами, поэтому заключила соглашение (MOA) с партией People Party. По их версии, в соглашении закреплены условия, при которых депутаты People Party поддержат кандидатуру Анутинa на пост премьер‑министра, при этом сама партия People Party не войдёт в правительство, а действовать будут в соответствии с оговорёнными условиями:
1) Новый премьер‑министр обязуется распустить Палату представителей в течение 4 месяцев после оглашения политической программы для проведения всенародных выборов.
2) Если Конституционный суд решит, что для подготовки новой конституции требуется проведение референдума до внесения изменений в ныне действующий основной закон, новый кабинет обязан организовать референдум по вопросу изменений конституции, ведущих к подготовке новой конституции избираемым Учредительным собранием, и сделать это не позднее даты всеобщих выборов.
3) Если суд установит, что референдум перед внесением изменений не требуется, новый кабинет совместно с партиями People Party и Bhumjaithai обязуются ускорить процедуру внесения поправок, чтобы избранное Учредительное собрание подготовило новую конституцию в рамках срока работы текущей Палаты.
4) Для гарантий роспуска парламента в указанный срок партия Bhumjaithai обязуется не предпринимать действий для становления правящей партией с большинством голосов.
5) Партия People Party подтверждает, что продолжит оставаться в оппозиции, будет осуществлять парламентский контроль и ничьи её представители не будут занимать посты министров.
Подписавшие обращение депутаты считают, что эти условия и само соглашение противоречат конституционным нормам и закону о политических партиях. По их мнению, согласованные условия ставят депутатов под внешнее управление и партийное подчинение, что противоречит ст.114 Конституции, где сказано, что депутаты — представители народа и не должны быть связанны приказами, контролем или господством, а должны действовать в интересах нации и общего блага, избегая конфликта интересов.
Также в тексте обращения цитируется ст.164 Конституции, согласно которой кабинет должен исполнять обязанности в соответствии с Конституцией, законами и программой, озвученной перед парламентом, действуя добросовестно, открыто и с максимальной пользой для государства и общества. Депутаты указывают, что требование о роспуске парламента в течение 4 месяцев при том, что срок Палаты истекает в мае 2570 г. по буддийской эре, а также положение о запрете партиям предпринимать шаги для формирования большинства, подрывают принципы стабильного парламентского правления и эффективность управления.
Далее авторы обращения утверждают, что соглашение — это обмен политическими выгодами, направленный на назначение Ануджина премьер‑министром, что нарушает положения закона о политических партиях (ст.28, ст.29 и ст.46) и является формой контроля, вмешательства и доминирования одной партии над другой, лишающей депутатов независимости. Такое поведение, по их мнению, подпадает под признаки действий, направленных на получение власти способами, не предусмотренными конституцией, и враждебных по отношению к демократическому строю (ст.42).
В завершение обращения парламентарии заявляют, что если Bhumjaithai сформирует правительство и будет действовать в соответствии с условиями, установленными партией People Party, то это будет означать вмешательство и использование депутатских полномочий в интересах партии People Party, а также принуждение кабинета и государственных органов реализовывать решения, которые потребуют бюджетных расходов (например, роспуск парламента и проведение выборов, организация референдума для разработки новой конституции).
Авторы приходят к выводу, что действия Ануджина и Наттхапонга нарушают ст.185 (1) и (2) Конституции, что влечёт за собой прекращение депутатского мандата в соответствии со ст.101 (7). Они просят председателя Палаты воспользоваться ст.2 Конституции и официально направить ходатайство в Конституционный суд о признании прекращения депутатских полномочий для обоих политиков.
Также в публикации представлены фотографии, иллюстрирующие документ и ключевые моменты обращения.