Президент Ассоциации структурных инженеров Таиланда объяснил возможные причины обрушения тяжёлой бетонной балки пешеходного моста в провинции Чантабури и рассказал, что следует учитывать при подъёме и монтажe тяжёлых балок. Инцидент с падением балки произошёл ночью 22 августа 2568 (по тайскому летоисчислению) на участке строительства пешеходного моста через 4-полосную дорогу трассы 317 Чантабури—Саракэо. В результате падения одна из балок придавила кран, несколько рабочих получили лёгкие травмы и успели выбежать из зоны поражения (подробности ранее сообщались в репортаже: https://www.thairath.co.th/news/local/east/2878301).
24 августа профессор доктор Амор Пиманмат, президент Ассоциации структурных инженеров Таиланда, заявил, что обрушение произошло в момент установки двух Т-образных бетонных балок, каждая из которых весит более 100 тонн. Балки должны были лечь на уже возведённые опорные столбы и стать несущей частью пешеходного моста. Точную причину падения установить пока нельзя, но есть важные наблюдения: вероятно, падение началось после установки балок на опоры — одна из балок перевернулась и ударила вторую, которая тоже потеряла устойчивость, упала на землю и придавила кран. Почему первая балка перевернулась, требует детального расследования. Эксперт выделил два направления для проверки:
1) Было ли временно соединено между собой две бетонные балки перед окончательной фиксацией? Если балки не были надёжно сцеплены или соединение было недостаточно прочным, конструктивная устойчивость могла быть нарушена, что привело к опрокидыванию.
2) На близком расстоянии работал кран — нужно выяснить, находился ли он в процессе подъёма или его убирали. Стрела крана могла задеть балку и спровоцировать опрокидывание.
Профессор также не исключил, что падение могло случиться в самой операции подъёма: необходимо оценить грузоподъёмные возможности используемого(ых) крана(ов) и взаимодействие нескольких подъёмных механизмов при совместной работе.
По словам эксперта, подъём тяжёлых элементов и монтаж мостовых конструкций длиной от 10,0 м относятся к инженерным работам с контролем: для мостов длиной, например, 12 м требуется надзор инженера с лицензией не ниже уровня «инженер общего профиля» (ordinary engineer). При подъёме и монтаже массивных балок следует обязательно учитывать:
1. Размер и количество используемых кранов с учётом их грузоподъёмности и характеристик; 2. Устройство временных подпорок и растяжек для повышения устойчивости и предотвращения опрокидывания; 3. Надёжную предварительную фиксацию груза (привязку к крану) до момента установки временных опор; 4. Наличие детально спланированной операции подъёма и монтажа и строгого инженерного контроля в процессе работ.
Такие меры и последовательное соблюдение технологических процедур необходимы при работе с тяжёлыми и длинными элементами мостовых конструкций, чтобы минимизировать риск подобных аварий и обеспечить безопасность персонала и техники.