Открываем историю
«Ват Креуван Ворвихан»
Знаменитый старинный храм в районе Бангкок-Яй, один из важных королевских храмов Бангкока
В связи с новостным резонансом: настоятель храма Ват Креуван Ворвихан обратился через представителя в отдел борьбы с организованной преступностью с заявлением о подделке подписи и несанкционированном снятии средств с банковских счетов храма на сумму более 65 миллионов бат. В результате на данный момент на каждом счете осталось не более 500 бат. Это привлекло повышенное внимание общественности к Ват Креуван Ворвихан — одному из старинных храмов с долгой историей в районе Бангкок-Яй, который в настоящее время также выполняет функции кремационного комплекса Королевского флота.
История Ват Креуван Ворвихан — старинный храм в районе Бангкок-Яй
Ват Креуван Ворвихан является королевским храмом третьего ранга, класса ворвихан, входящим в орден тхаммаютик (Тхаммютикгникхай). Он расположен в субрайоне Ват Арун, районе Бангкок-Яй, Бангкок. Точных исторических данных о дате основания нет, однако в книге «Летопись королевских храмов и списки духовных титулов» авторства Чаопрая Вичитвон Вуттикарай указывается, что храм был сооружен при правлении короля Рамы III (Нангкелaо).
В королевской хронике Раттанакосин времени правления Рамы III, составленной Чаопраей Типакравонгом, отмечено, что в начальной стадии храм заложил Чаопрая Апхайпутхон (Ной Буньяратпан). Но до завершения строительства Чаопрая Апхайпутхон скончался. Его дочь, Чао Чом Креуван, продолжила строительство храма и посвятила его как королевский храм, после чего он и получил название «Ват Креуван Ворвихан». Предполагают, что слово «Креуван» в названии связано с именем Чао Чом Креуван, которая завершила строительство.
«Ват Креуван Ворвихан» — один из значимых королевских храмов Бангкока
С древних времен и до наших дней Ват Креуван Ворвихан считается одним из важных королевских храмов Бангкока. В разные годы он пользовался королевой милостью: при Раме III храм частично реставрировался, и король лично присутствовал при торжественной церемонии передачи ритуальной ткани «пха пхракатин» 9 ноября 1850 года (2393 BE).
Позднее Чаопрая Пхутхорапхай (Нуч Буньяратпан) произвел реставрацию храма и построил две ступы (чеди) для захоронения праха членов семьи Буньяратпан и близких им лиц. В эпоху короля Рама IV храм также реставрировался, и была возведена одна ступа.
Имеются данные, что в правление короля Рамы V (Чулалонгкорн) Его Величество оказал милость, поручив принцу Ратчасаксомомпхон (กรมหมื่นราชศักดิ์สโมสร) принести государственную пха пхракатин для церемонии в Ват Креуван Ворвихан 1 ноября 1899 года (2442 BE).
Важные религиозные сооружения в храме
1. Главный храмовый зал (утхобот) в тайском стиле имеет размеры: ширина 7,70 м, длина 16,25 м. Крыша двухъярусная, украшена чофа и баирака. Фронтон украшен лепниной в виде цветочных орнаментов. Галереи и портики выложены мрамором. Арки дверей и окон выполнены из лепнины с растительным орнаментом, покрыты лаком и золочены. Наружные створки дверей вырезаны с изображениями деревьев, цветов и птиц, покрыты лаком и позолотой; внутренние створки содержат изображение семиэтажного чатра и сцены с воинами, держащими. Наружные ставни имеют тот же орнамент, выполненный в лепнине. Внутренние стены утхобота украшены настенной живописью раннего периода Раттанакосина — джатаки о 500 воплощениях Будды, очень красивой и уникальной, которой нет больше нигде.
2. Главная статуя в утхоботе — Будда в позе «запрещения родным» (пхан нам) отлита из металла, покрыта лаком и позолотой, высотой примерно 8 метров (приблизительно 4 ва). Он установлен на круглой высокой базе в форме возвышающегося лотоса; по обе стороны от главной статуи стоят два архатских ученика — Сарибутра и Моккаланна.
(Фото: Facebook — Ват Креуван Ворвихан)
3. Настенные росписи в утхоботе. Как уже упоминалось, внутри утхобота находятся настенные росписи — джатаки о 500 воплощениях Будды, охватывающие все четыре стороны храма. Изображения расположены в квадратных панелях размером 83–84 см, окруженных рамкой с орнаментом в виде цветочных побегов (ган кхан), выполненным мастерами эпохи Рамы III. Эти росписи чрезвычайно изящны и являются отличительной чертой этого храма.
4. Вихан. Также имеется вихан (серая святилища) такой же формы и размеров, как утхобот, расположенный справа от него. Внутри нет настенных росписей, но стоит главная статуя Будды в позе «победы над Марой» (марявичаи) с шириной колен приблизительно 2 ва.
Источник: Офис района Бангкок-Яй