В Екатеринбургском театре оперы и балета поставили балет «Катя и принц Сиама».
В основе либретто — подлинная история знакомства и брака сиротки и сестры милосердия Катюши Десницкой с обучавшимся в Пажеском корпусе наследным принцем Сиама Чакрапонгом. С некоторыми купюрами ее изложил Константин Паустовский в «Далеких годах». А 15 лет назад принцесса Таиланда Нарисса Чакрапонг, внучка героев, написала романтическую версию. Ее книга «Катя и принц Сиама» сейчас издана и на русском языке.
Во время русско-японской войны 16-летняя киевлянка Катюша работала в петербургском госпитале. С принцем она познакомилась на светском рауте. Девушка ушла на войну, откуда вернулась в Георгиевским крестом, и приняла предложение руки, сердца и титула принцессы. Поженились принц и Катя в Константинополе, откуда отправились в Бангкок. Екатерина Ивановна в совершенстве овладела тайским языком, приняла имя принцессы Питсанулок, родила сына Чула. Но тайские традиции многоженства не пришлись ей по сердцу — и она покинула Таиланд, вернувшись туда лишь однажды на похороны мужа. Затем вышла замуж за американца, жила в Париже, где и умерла в 1960 году. Однако все печальные перипетии ее судьбы остались вне рамок либретто. Балет завершается мажорной нотой: Катя овладевает искусством восточного танца, и восхищенный император признает ее законной супругой своего сына. Балет «заказной» — он создан по заказу Королевства Таиланд.
— Королевская семья Таиланда, проявляющая большой интерес к классическому искусству, пожелала увидеть балет, который был бы связан с тайской национальной музыкой, — рассказал композитор Павел Овсянников. — Мне пришлось объединить черты национальной и европейской музыки, чтобы получить подходящий балетный вариант. В итоге получилась тайская симфоническая музыка — своего рода прецедент, поскольку до этого в Таиланде ничего подобного написано не было.
Балет исполнялся в Бангкоке Кремлевским балетом. Российская премьера с новым либретто и новой хореографией состоялась на екатеринбургской сцене. Либретто написала российская писательница Яна Темиз, которая сейчас живет в Турции. Дирижер-постановщик — дирижер Большого театра Михаил Грановский.
Маститому хореографу-постановщику Василию Медведеву, худруку петербургского фестиваля Dance open и члену Международного совета танца при ЮНЕСКО, также пришлось заняться <скрещиванием> национальных танцев и классики.
— Я предпочел «микс»: немного фольклора, немного неоклассики и даже чуть-чуть модерна, — говорит хореограф. — Этот синтез, в основу которого положено соединение тайских национальных движений, современной пластики и классической школы, как раз то, что, на мой взгляд, может заинтересовать зрителя.
Обновленная в последнее время балетная труппа в общем-то справилась с незнакомой хореографией. Особенно эффектным получилось тайское па-де-де в исполнении Алии Муратовой. Катя в исполнении Светланы Кабановой получилась истинной петербурженкой — такой же трепетной и романтичной, как белые ночи.
Сценограф Дмитрий Чербаджи работал с размахом, к примеру, на сцене присутствуют петербургские разводные мосты и даже действующая модель паровоза. Экзотическое и роскошное оформление подчеркивает несколько фантастический характер сюжета — восточную интерпретацию сказки о Золушке, где красной нитью проходит идея дружбы и сотрудничества двух народов.
Главная гостья премьеры — принцесса Таиланда Нарисса Чакрапонг. С рабочим визитом В Екатеринбург также прибыл чрезвычайный и полномочный посол Таиланда в России Чарлемпон Танчитт. Кроме культурного мероприятия он провел встречу со свердловским губернатором Александром Мишариным, где обсуждались вопросы экономического сотрудничества предприятий Урала и Таиланда, а также возможность открытия регулярного авиарейса Екатерин6ург — Бангкок.