Жизнь геймеров уже не будоражит головы кинематографистам. Сегодня мозги киношников опутали социальные сети. Год назад итальянцы сняли комедию о поколении «фэйсбук» — «Одноклассники по-итальянски».
Осенью этого года в широкий прокат выйдет «Социальная сеть» — байопик о создателе Facebook от режиссера психологических триллеров Дэвида Финчера.
В январе 2011-го на фестивале независимого кино в Сандэнсе Ридли Скотт и Кевин Макдональд собираются презентовать экспериментальную документальную картину «Жизнь за один день», составленную из видеороликов, снятых 24 июля 2010 года и выложенных на YouTube. Русские тоже замаячили.
Продюсер Федор Бондарчук и компания «Худяков Production» задумали снять молодежную мелодраму по историям людей, сидящих на «Одноклассниках.ru». «Одноклассники» не против. Более того, «одноклассники» сами придумали сюжеты новелл, которыми можно напичкать картину. Из многотысячного роя заявок сами пользователи сети путем голосования выбрали пятьдесят, из которых сами авторы идеи отобрали всего пять, которые могут лечь в основу сценария.
Говорят, работали «круглосуточно». Пишут, что к ним подходили и лично, в ресторанах, хотели вручить сценарии прямо в руки, но продюсеры на такое дело не пошли: хотите увидеть свою историю в кино и получить приз — регистрируйтесь, конкурс только для пользователей «Одноклассников.ru».
Понятно, почему в качестве платформы была взята сеть «Одноклассники.ru». У нее, во-первых, дела идут явно хуже, чем у конкурирующей сети «В контакте», и киношный пиар поможет вернуть к себе внимание пользователей. Во-вторых, у «Одноклассников», в отличие от того же «В контакте», одно фирменное блюдо — знакомство. Отсюда и истории в духе «ищу тебя/ жди меня», которые прислали на конкурс.
Письмо, которое пользователи сообщества поставили на первое место в пятерке лучших, рассказывает историю о том, как при помощи сети пожилая немка нашла дочь своего любимого, солдата Красной Армии, а дочь отца узнала о существовании сводного брата в Германии.
Режиссер Алексей Романов, снявший не так давно фильм о другой соцсети — «В контакте», считает, что ход продюсеров, конечно, интересный, но не новый (здесь можно вспомнить еще затею Тимура Бекмамбетова: «народный» фильм «Новый год шагает по стране», для которого собирали сценарии по всей стране). Такой интерактивный прием он и сам изначально собирался использовать на съемках своей картины. Но отказался от задуманного. В результате у него получился фильм, смонтированный из частей, снятых в разных жанрах. А в целом кино, которое он ничтоже сумняшеся озаглавил по названию соцсети, стало попыткой исследования феномена социальной сети. Памфлетом на него и на поколение «фэйсбуков».
— Почему режиссерам нравится тема соцсетей?
— Да все просто. Режиссерам интересна современность и человек в современности. А человек сегодня — что тут лишний раз объяснять — много времени тратит на эти вещи: Facebook, Twitter. Я сам в них погряз. Начинал снимать фильм — ощущал себя в сетях девственником, а потом они меня затянули. Поняв это, я решил отказаться от «В контакте»: закрыл там свою страничку.
— Почему закрыл страницу?
— Я почувствовал, как эти сети стали разрастаться во мне, в моем сознании, опутали мой образ жизни. Я стал меньше уделять внимания важным делам. Я стал чувствовать себя менее свободным. Это — негативные моменты. Но есть, конечно, и масса позитивных: расширение кругозора, знакомство с массой новых людей, ищущих в том же направлении, что и я.
— Соцсети помогли вам продвигать свои фильмы?
— Это важный момент. Действительно, мои фильмы в сети увидело гораздо больше людей, чем до этого на экране. Это заслуга YouTube и Vimeo. Скажем, «Лучший город на земле» при самом удачном раскладе, при самой удачной фестивальной судьбе увидело бы в десятки, если не в сотни раз меньше людей. А в сетях в общей сложности этот фильм посмотрело около двадцати тысяч человек, а ведь еще полгода не прошло, как я выложил это видео.
Так и хочется добавить — «Платите нам денежку за регистрацию и мы на нее снимем картину».