Благовещенской семейной паре долгожданный отпуск в Таиланде принёс огорчения и непредвиденные расходы. На чужбине супруги оказалась заложниками обстоятельств. Путешественники не знали, что по их транзитным визам, приобретенным в благовещенской турфирме, можно выехать из Китая, а вот обратно уже нельзя. В туристических фирмах города не припомнят подобных случаев.
Отправиться в страну слонов и тайского массажа благовещенцы решили самостоятельно. В турфирму обратились только за китайскими транзитными визами – потому что авиарейс был из Китая. «Визу они нам помогли сделать. Я заплатил за неё деньги, по 3 000 рублей за каждую. Почему они нас не предупредили, что виза в одну сторону, я не знаю, – удивляется турист. – Сотрудники турфирмы были обязаны нас предупредить. Хотя бы посмотрели, когда выдавали. Виза есть – я и поехал отдыхать».
О том, что по визе туристы имеют право только въехать в Поднебесную, они узнали только тогда, когда пытались выехать из Китая домой. Из Бангкока отдохнувшие благовещенцы прилетели в китайский город Гуанчжоу. В аэропорту их задержали и депортировали обратно в Таиланд. Чтобы вернуться домой, амурчанам были нужны новые транзитные китайские визы. Они обошлись в 7 800 рублей. Ещё почти 29 000 рублей ушло на покупку новых билетов на самолёт. Туристы очень надеются, что турфирма возместит им расходы: «Естественно, мы рассчитываем на компенсацию. Надо вернуть хоть какую-нибудь сумму, потраченную на билеты», – рассчитывает путешественник.
В туристической фирме, которая делала визы, сообщают, что туристы изначально не просили делать двукратные транзитные. По документам проходят только однократные визы. Подобных случаев, уже в других туристических фирмах Благовещенска, не припомнят. Но уникальность случая не означает безвыходность. Если бы туристы сразу увидели, что у них только однократная виза, то всё можно было решить на месте. «В принципе, можно было оформить визу непосредственно в Бангкоке. Если вдруг, допустим, срок действия двукратной транзитной визы истёк, то это не проблема. Можно её оформить в консульстве Китая королевства Таиланд. Это не проблема», – считает менеджер отдела дальнего зарубежья Ирина Баженова.
Из своего путешествия, которое из-за проволочек с документами продлилось на четыре дня больше, чем было запланировано, туристы вынесли одну простую истину: документы надо проверять тщательнее. А ещё любители отдыха на море теперь твёрдо знают, что цифра в правом верхнем углу визы означает, сколько раз можно въехать или выехать в страну и из неё.
Жалоб, связанных с отдыхом за границей, немного. Например, в 2009 году в городской отдел по защите прав потребителей поступило 13 обращений от путешественников. Распространённые жалобы – неисполнение обязательств по договору, не условия проживания, что обещали в турфирме. В случае разногласий туристу нужно обратиться в фирму, где в течение 10 дней должны рассмотреть его претензию. Если заключить мировую не удаётся, точку в споре поставит суд. Решения в пользу туристов выносятся редко.
В 2006 году 14 человек, которые встречали новый год в Хэйхэ, отсудили у компании выплаты за испорченный отдых. Группа оказалась недовольной работой гидов и экскурсиями. Суд обязал турфирму выплатить пострадавшим суммы путевок, неустойку и штраф. На каждого из туристов пришлось от 30 000 до 40 000 рублей.
Самая необычная жалоба от потребителей услуг была на компанию-призрак, которая собрала деньги за отдых в Таиланде и Санья, но так и не перечислила их принимающей стороне. Чтобы в отпуске избежать неприятных сюрпризов, специалисты советуют туристам выяснить все подробности до начала путешествия. На предварительном собрании, которая туристическая фирма обязана проводить перед каждым туром, путешественники вправе увидеть проспекты и фотографии отеля, чтобы знать, чего ожидать от принимающей стороны. Оплачивать поездку юристы советуют только после подписания договора и при условии, что все пункты соглашения устраивают обе стороны. Уже за границей, если что-то не соответствует договоренностям, нужно собрать как можно больше доказательств – фотографии, чеки, чтобы затем подать претензию принимающей стороне. Таким образом туристу будет проще доказать свою правоту.