Таиланд вводит в строй легкий штурмовик Beechcraft AT-6 Wolverine

Beechcraft® AT-6 Wolverine — многоцелевой боевой самолёт, разработанный для выполнения воздушных боевых задач и разведки ключевых стратегических районов. Производитель — Beechcraft®, та же компания, которая поставляла учебный T-6A ВВС США и T-6B ВМС США. Авиационная электроника включает элементы из A-10C (компьютер управления миссией), пилотажно-навигационные решения и цифровую кабину с MFD.

AT-6E — это турбовинтовой лёгкий штурмовик/вооружённая разведывательная платформа, построенная на базе учебного самолёта T-6. Машина получила «когти» Wolverine, интегрированный компьютер управления миссией в стиле A-10C, штурвал и ручку газа в конфигурации HOTAS, систему наведения на шлеме (HMCS) и цифровую кабину с многофункциональными дисплеями для навигации, сенсоров и управления вооружением. Платформа может нести широкий набор авиационных средств поражения и оснащена EO/IR-датчиком WESCAM MX-15D для прицеливания и тактической разведки (ISR).

В сфере радиоэлектронной войны AT-6 поддерживает канал обмена данными LINK-16/SADL, обеспечивает передачу FMV/ROVER в реальном времени для связи с наземными силами, а также оборудуется тактическими VHF/UHF и SATCOM-решениями. Первоначально вариант AT-6 предлагался для программы LAAR ВВС США, но финансирование проекта было сокращено около десяти лет назад.

В 2017 году ВВС США возобновили инициативы по облегчённым CAS/ISR-платформам, закупив два AT-6 Wolverine (и два A-29 Super Tucano для AFSOC) с целью развития тактики лёгкой огневой поддержки и разведки для союзников — в том числе Колумбии, Нигерии, Таиланда и Туниса, с интеграцией в сеть AERONet.

В Таиланде восьмой тип самолётов — Beechcraft AT-6TH Wolverine — принялся на вооружение в составе эскадрильи 411 базы 41 в Чиангмае. Машина с обозначением «41102» совершила первые тренировочные полёты по местности 1 октября 2024 года, совпав с днём основания базы 41. Первые два аппарата по контракту, номера «41101» и «41102», были переданы 16 июля 2024 года и вошли в состав авиачасти.

Четыре года назад, 14 ноября 2021 года, ВВС Таиланда подписали контракт на поставку восьми AT-6TH на сумму 4 314 039 908,80 бат (примерно $143 млн). Поставка всех восьми единиц планировалась завершить к февралю 2025 года. В программу поставки включены также передача технологий и обучение персонала Таиландских ВВС. Ранее в рамках программы уже были поставлены 12 учебных T-6TH Texan II для лётной школы Кампенгсаэн, поставки завершились в 2023 году.

Для обучения Таиланд направил группу из восьми пилотов на курсы инструкторов полётов и лётных испытателей (Flight Instructor и Test Pilot) в Textron Aviation Defense в Уичито, штат Канзас, с 12 февраля по 15 мая 2024 года. Выпускники вернулись в Таиланд и начали развёртывать программу подготовки в стране.

Два первых AT-6TH были доставлены морем и вошли в программу финальной сборки (Final Reassembly Program) на предприятиях Thai Aviation Industries (TAI) в районе Такли, провинция Накхон Саван, недалеко от базы 4 Такли, с конца мая 2024 года. Оставшиеся машины также собираются и поставляются по плану.

Технические характеристики AT-6TH: турбовинтовой двигатель мощностью 1 600 л.с., максимальная скорость до 858 км/ч (316 узлов), потолок 9 949 м (31 000 ft), дальность полёта до 3 194 км (1 725 nmi). Полезная нагрузка составляет 1 864 кг (4 110 lbs). Под фюзеляжем смонтирован EO/IR-прибор WESCAM MX-15Di для наблюдения и прицеливания.

Вооружение: семь подвесных точек (по три под каждым крылом и одна под фюзеляжем) для гибкой конфигурации миссии. Возможные варианты вооружения включают пулемётный контейнер .50 cal с боезапасом 400 патронов, управляемые ракеты AGM-114 Hellfire, 20-мм пушечные установки, неуправляемые ракеты Hydra калибра 2,75 дюйма, лазерно-наводимые APKWS, лазерно-наводимые бомбы GBU-12/GBU-49/GBU-58/GBU-59, а также неуправляемые бомбы MK-81 (250 lb) и MK-82 (500 lb).

Назначение и задачи AT-6TH: ближняя авиационная поддержка (Close Air Support), воздушное управление штурмовыми действиями (Forward Air Control-Airborne), вооружённая разведка (Armed Reconnaissance), авиационные удары (Air Strike), наблюдение и разведка ISR, поисково-спасательные операции в зоне боевых действий (Combat Search and Rescue), а также помощь при стихийных бедствиях и мониторинг зон бедствия, включая поддержку тушения лесных пожаров. Самолёт рассчитан на интеграцию взаимодействия с государственными ведомствами в задачах безопасности, защиты национальных интересов и оказания помощи гражданам.

Кабина AT-6 Wolverine ориентирована на современного оператора: цифровое «стекло», HUD SparrowHawk, тактическая навигация, дисплеи сенсоров, системы управления оружием и режимы сброса/пуска оружия. Боевая авионика унаследовала элементы из A-10C (компьютер управления миссией Lockheed Martin) и систему управления полётом CMC, а также элементы управления HOTAS от F-16.

Автор: Аком Румсуван
E-Mail: chang.arcom@thairath.co.th
Facebook: https://www.facebook.com/chang.arcom
Статья адаптирована и переведена для русскоязычной аудитории.

Related Post