Центр по защите национальных интересов в морских зонах (ศรชล.) отмечает, что после введения политики предупреждений о случаях, когда «тайские суда» меняют флаг и перевозят топливо в Камбоджу, соответствующие показатели имеют тенденцию к снижению. Две затронутые в новостях лодки были проверены и дали пояснения.
17 декабря 2025 года пресс-секретарь ศรชล., бригадный адмирал Чумпон Накбуан (พล.ร.ต.จุมพล นาคบัว) прокомментировал решение Совета национальной безопасности Таиланда (สมช.) по организации контроля над акваториями, особенно в части перевозки энергоносителей и военного имущества в направлении Камбоджи. Меры были разделены на четыре направления:
1) Повышение уровня морского наблюдения и предупреждений, в частности в отношении торговой и энергетической перевозки. Планируется системное отслеживание операций перекачки и перевалки — как с берега на море, так и с моря на берег.
2) Интеграция с профильными ведомствами — Департаментом рыболовства, Таможней, ВМС, Налоговым управлением по акцизам и Администрацией портов — для совместного надзора за вывозом топлива и связанных с ним грузов. В основу взаимодействия ляжет применение закона по статье 27, абзацу 2, с фокусом на 23 прибрежных порта, чтобы ужесточить контроль территорий и предотвратить нелегальные перевозки и вывоз военных материалов в Камбоджу.
3) В случаях, где морские перевозки энергоносителей или военных грузов нарушают принципы добросовестного судоходства прибрежного государства Таиланд, будут применяться повышенные меры контроля портов. Если зафиксируют судна Камбоджи, нарушающие эти меры, им будут отказаны в использовании тех или иных портовых услуг.
4) Обеспечение безопасности участников морской деятельности и ограничение круга лиц и судов, задействованных в морской торговле, которые не связаны с вооружёнными противостояниями между Таиландом и Камбоджей.
В связи с этим необходимо объявлять предупреждающие уведомления о зонах повышенного риска, чтобы добросовестные торговые и рыболовные суда не становились мишенью или не подвергались риску для экипажей и самих судов.
ศรชล. подчёркивает, что все четыре направления реализуются в рамках суверенных прав прибрежного государства и в соответствии с Конвенцией ООН по морскому праву, с учётом безопасности участников морской деятельности.
На вопрос о практической реализации этих четырёх направлений бригадный адмирал Чумпон отметил, что действия будут координироваться между государственными структурами и операторами: механизмы объединят мероприятия по повышению проверок судов в портах совместно с Администрацией портов, Таможней и Налоговым управлением по акцизам. Особое внимание уделят морским судам и плавсредствам, вызывающим подозрения: тем, которые ведут себя необычно, не выполняют требования по идентификации или участвуют в операциях, подпадающих под объявленные меры — такие суда будут подвергаться проверкам.
Добросовестные участники морской деятельности не пострадают, если соблюдают правила оповещения и идентификации. Для тех судов, которые проходят вблизи морской границы с Камбоджей, потребуется заявлять о своём присутствии: смена флага или представление ложной регистрационной информации в международной системе морских регистраций рассматривается как нарушение свободы добросовестного судоходства со стороны прибрежного государства. Судна с подозрительным поведением будут подвергаться тщательной проверке в море и в портах в рамках механизмов ศรชล., которые сейчас находятся в стадии планирования и реализации.
Две лодки, о которых сообщалось ранее, были проверены и приглашены для дачи объяснений; операторы энергетической отрасли оказали полное сотрудничество. По имеющимся данным, количество подходов судов в сторону Камбоджи сокращается, как и потоки судов, следующих из направления Малаккского пролива и Южно-Китайского моря в сторону Камбоджи; остаётся небольшая доля судов, находящихся в процедуре приведения в соответствие с новыми мерами, подробности по которым будут уточнены в дальнейшем.
Что касается незаконной перевозки топлива в Камбоджу, установлено, что некоторые тайские компании принимали топливо из-за рубежа для дальнейшей передачи в Камбоджу. После объявления новой политики статистика таких операций снижается. Если будут обнаружены тайские суда, занимающиеся нелегальной поставкой топлива в Камбоджу, это будет считаться незаконной контрабандой и экспортом без разрешения. В соответствии с резолюцией สมช. Министерство обороны и Министерство торговли должны определить список товаров и военной техники, связанных с энергетикой, что позволит правоохранительным и контролирующим органам привлекать виновных к ответственности и применять наказания в рамках государственных механизмов.
В настоящее время ศรชล. продолжает сотрудничать в выявлении судов, перевозящих топливо при транзите через Камбоджу и Таиланд, и призывает таких операторов соблюдать законы об идентификации судов и строгие требования по отчетности. Использование судна без указания национальности или под чужим флагом подпадает под законодательство Таиланда и даёт основания для задержания и дальнейших действий со стороны властей.