Заместитель премьер‑министра и министр финансов Эканити Нититханпрапас (เอกนิติ นิติทัณฑ์ประภาศ) поблагодарил команду и премьер‑министра за возможность занять эту должность и подробно изложил проделанную работу: хотя официальный таймлайн составлял четыре месяца, фактически ему удалось работать над мерами чуть более двух месяцев и в этот период почти полностью реализовать план «Quick Big Win». Сегодня он решил поделиться ценным опытом, полученным за время работы в должности.
1. Формирование политики Quick Big Win
Название «Quick Big Win» знакомо тем, кто работал с ним в Министерстве финансов: это не новая концепция, а способ ускорить изменения в ведомствах. При проектировании экономической политики в условиях четырёхмесячного срока команда министров экономического блока решила применить эту идею, чтобы добиться ощутимых результатов в краткие сроки и одновременно заложить основу для долгосрочного эффекта.
При разработке мер важно, чтобы они были выполнимыми, осязаемыми и давали конкретные результаты. Как руководитель экономической команды он учитывал все измерения: макроэкономику, общество, бизнес, отрасли, финансовую систему, рынок капитала и государственные финансы. В центре внимания — население. Невозможно создать политику, которая понравится всем, поэтому решения принимались на основе того, что принесёт наибольшую пользу стране. Меры должны решать проблемы как в краткосрочной, так и в долгосрочной перспективе, обеспечивать эффективность использования ограниченных ресурсов и сочетаться с фискальной дисциплиной. Пример — «คนละครึ่งพลัส» (Кхон ла крын плюс), первая опора, ориентированная на краткосрочную стимуляцию экономики с одновременным повышением квалификации продавцов, чтобы обеспечить долгосрочное и равномерно распределённое воздействие по всей стране.
2. Ключ к реализации всех опор — интеграция (Agile) между государством и частным сектором
Существует ошибочное представление, что интеграция нужна только на этапе исполнения, но эффективная политика требует интеграции уже при проектировании. При подготовке мер по проблемам задолженности домохозяйств (опора 2), снижению ликвидности у малого и среднего бизнеса (опора 3) и поощрению сбережений в условиях стареющего общества (опора 4) в работу были вовлечены многочисленные государственные и частные структуры: профильные департаменты Минфина, Банк Таиланда, NCB, Ассоциация банков Таиланда, государственные банки, Совет промышленности, Торгово‑промышленная палата, SEC, SET и другие. Обмен мнениями и данными, а также готовность прислушаться к предложениям и трудностям каждого звена с самого начала обеспечивают политическую интеграцию, которая затем перерастает в практическую координацию действий для достижения поставленных результатов.
3. Успех политики невозможен без учета реальных проблем «клиентов» — предпринимателей
В пятой опоре — инвестиции в будущее — были тщательно выслушаны сложности инвесторов, получивших промо‑карты BOI. В ответ запущен проект Thailand Fast Pass для разблокировки нормативных барьеров и ускорения реализации крупных инвестиционных проектов. Также решается проблема нехватки квалифицированных кадров: совместно с работодателями разрабатываются учебные программы, соответствующие потребностям рынка.
4. Все экономические меры и их исполнение должны базироваться на фискальной дисциплине
Был пересмотрен среднесрочный бюджетный план, чтобы сократить дефицит государственного бюджета и продемонстрировать серьёзность намерений по сохранению дисциплины. В числе шагов — погашение задолженности перед Банком сельскохозяйственных кредитов (ธกส.) и издание правил в соответствии со статьёй 28, чтобы ограничить и ужесточить применение полубюджетных мер.
5. Для максимальной эффективности меры должны быть не только реализуемыми и комбинировать краткосрочные и долгосрочные цели, но и иметь время для выполнения и преемственность
Эканити подчеркнул, что один человек не сможет эффективно продвинуть всё в сжатые сроки без поддержки и согласованных усилий со стороны руководства и служащих Минфина, Бюджетного офиса, NESDC, BOI, министерства торговли, а также высших руководителей как из государственного, так и из частного сектора: Банк Таиланда, SEC, SET, государственные банки, NCB и других учреждений, часть которых он мог не упомянуть.
В завершение он выразил благодарность всем сотрудникам на передовой и в тылу: помощникам, секретарю, официальным и неофициальным советникам, команде канцелярии заместителя премьер‑министра и министерства финансов, которые непрерывно трудились над реализацией мер. Он отметил их выдающуюся работу и искренне поблагодарил всех. В конце он преклонил колени в знак благодарности премьер‑министру за доверие, искренность и возможность помочь в управлении экономикой страны в этот важный переходный период.