Избирательная комиссия предупреждает о риске аннулирования выборов в Таиланде

13 декабря 2025 года господин Саваэнг Бунми, секретарь Избирательной комиссии Таиланда, опубликовал разъяснение по вопросу переноса даты выборов и необходимости проведения голосования в один и тот же день по всей территории королевства. В своём сообщении он подчеркнул, что в случае, если выборы будут организованы не одновременно по всей стране, это может повлечь за собой признание выборов «моджжа» — то есть недействительными с самого начала и лишёнными юридической силы. По словам Саваэнга, такие последствия приведут к потерям в нескольких измерениях: будут утрачены результаты голосования, потрачено время причастных лиц, исчерпаны государственные средства, пострадают частные активы, кандидаты и партии лишатся сопутствующих возможностей, а также будет упущена возможность дальнейшего развития страны.

Он также разъяснил две законные альтернативы для обеспечения единой даты выборов в случае возникновения препятствий. Первая — проведение выборов в «исходный» назначенный день в соответствии со статьёй 103 конституции: выборы должны состояться в течение 60 дней после роспуска парламента (без переноса или установления новой даты). На практике это предполагает организационные меры в виде выезда избирательных участков к избирателям в особых или приоритетных зонах, что допускается в чрезвычайных или специальных обстоятельствах, но при этом имеет юридические ограничения.

Вторая альтернатива предусмотрена статьёй 104 конституции: в случае наличия «необходимой причины» закон допускает назначение новой даты выборов, при этом голосование должно быть проведено в течение 30 дней после того, как такая причина перестанет действовать.

Что касается влияния объявления военного положения на выборы, Саваэнг отметил, что само по себе такое объявление предназначено для поддержания общественного порядка и безопасности страны в условиях внутренних или внешних угроз и может охватывать всю страну или отдельные районы. Однако не каждое объявление военного положения автоматически считается «необходимой причиной» по статье 104 — каждое конкретное постановление следует оценивать в отдельности, с учётом его содержания и влияния на возможность проведения выборов. Только при признании объявления военного положения причиной, подпадающей под ст. 104, применяются процедуры по переназначению даты голосования по второму сценарию.

Related Post