Сенаторы выражают опасения по поводу обвинений в попытке изменить конституцию и просят отозвать три пункта, которые предоставляют «специальные мандаты» сенаторам и позволяют им оставаться на полном сроке, опасаясь, что это может быть истолковано как скрытая повестка. В то же время партия Пха Тхай настаивает на введении жёстких правил для контроля за применением дискреционных полномочий независимых органов.
11 декабря 2025 года в 13:30 в здании парламента на внеочередном заседании парламент продолжил рассматривать проект поправок к конституции во втором чтении. Рассмотрение дошло до статьи 256/26, где содержатся ключевые положения конституции. Депутат Чайчана Деддешо (партия Демократической партии) предложил добавить положение (10), закрепляющее стандарты этики для лиц, занимающих политические посты, для должностных лиц независимых органов, конституционных органов и государственных служащих, а также механизмы реагирования в случае нарушения или несоблюдения этих стандартов.
Представительница меньшинства, Ратченикор Тонгтип, предложила включить в текст запрет на изменение разделов 1 (общие положения) и 2 (король) Конституции Королевства Таиланд, сохранить раздел о поправках к конституции, источник формирования Сената, квалификации для политических должностей и должностей в независимых органах, а также функции и полномочия независимых органов, Конституционного суда и судов в соответствии с конституцией 2017 года.
Член комиссии от меньшинства Писит Апиватнапонг, который ранее отстаивал поправки, заявил, что открывает путь для бывших сенаторов, чьи сроки завершены, вновь выдвигаться в депутаты или занимать любые политические должности без сроковых ограничений, а также сохранял переходные положения о подтверждении членства сенаторов по конституции 2017 года и подтверждении полномочий членов независимых организаций до окончания их сроков. Писит отметил, что его предложение было искажено в толковании другими, и, чтобы избежать дальнейших сомнений, он решил отозвать все ранее внесённые поправки.
Депутат Теерачай Сэнкэу внёс поправку к статье 256 (6), ограничивающую объём дискреционных полномочий государственных органов, независимых организаций и судебных органов. Он предложил ввести механизмы предотвращения и контроля произвольного использования власти, а также процедуры отстранения и наказания должностных лиц независимых органов и судебных структур со стороны Палаты представителей и населения. По его словам, в прошлом некоторые независимые органы выходили за рамки своих полномочий и утратили нейтралитет, при этом отсутствовали эффективные механизмы их контроля.
В конце концов пленум проголосовал в соответствии с предложением большинства в комиссии: за — 547 голосов, против — 18, воздержались — 6, не голосовали — 6. Это означает, что в проект конституции, подготовленный Конституционной комиссией и одобренный парламентом, включены следующие ключевые положения:
(1) Подтверждение единого и неделимого королевства.
(2) Управление по демократическому строю при конституционной монархии.
(3) Защита прав, свобод, равенства, достоинства человека и базового социального обеспечения для населения.
(4) Установление политических институтов и взаимоотношений между ними с ориентацией на народ, обеспечением возможности общественного контроля и более полноценной демократии.
(5) Создание эффективных механизмов контроля использования государственной власти для предотвращения и устранения коррупции, злоупотреблений властью и конфликта интересов.
(6) Ограничение объёма использования государственной власти и дискреционных полномочий государственных органов.
(7) Укрепление верховенства права и принципов надлежащего управления, включая равное применение закона.
(8) Государственное управление и реализация государственной политики должны быть гибкими, оперативными и отвечать изменениям и потребностям населения.
(8/1) Децентрализация власти в пользу органов местного самоуправления.
(9) Установление критериев и процедур внесения поправок в конституцию.
В случае сомнений относительно того, содержит ли предложенный текст конституции, представленный Конституционной комиссией в соответствии со статьёй 256/27, существенные положения, перечисленные выше, окончательное решение вправе принимать парламент, и его решение будет окончательным.