ЦИК: по референдуму нет досрочного голосования — дата зависит от парламента и кабинета

1 декабря 2025 года в здании Комиссии по выборам Таиланда (กกต.) заместитель генерального секретаря Фасакон Сирипакьяпорн выступил с разъяснениями по срокам проведения выборов в Палату представителей и возможного проведения референдума. Он пояснил, что в настоящее время Комиссия не может точно сказать, состоится ли референдум, когда он может быть назначен и будет ли он проводиться одновременно с выборами в Палату представителей. Эти вопросы зависят от того, когда парламент и Совет министров официально уведомят Комиссию, а также от даты роспуска парламента, которая пока не определена.

По закону о проведении референдумов установлен общий принцип: день голосования по референдуму определяется как тот же день, что и общенациональные выборы в Палату представителей или выборы на местном уровне, при условии соблюдения сроков — не ранее чем за 60 дней и не позднее чем через 150 дней с момента, когда Комиссия получила официальное уведомление от спикера парламента или резолюцию кабинета министров, в зависимости от ситуации.

Ранее планировалось, что парламент будет распущен 31 января и что выборы вместе с референдумом состоятся 29 марта. Однако политическая обстановка изменилась, и теперь ключевые вопросы — когда будет роспуск парламента и когда парламент уведомит о референдуме — нужно рассматривать совместно, чтобы понять, сколько времени потребуется по закону. Это вне полномочий Комиссии: она не может предвосхищать решения правительства или парламента.

Фасакон подчеркнул, что задача Комиссии — получить официальные данные от соответствующих органов, проинформировать население и обеспечить надлежащее проведение процедур, будь то совместное или раздельное проведение выборов и референдума. Независимо от сценария, Комиссия должна быть готова к организации голосования.

Если придерживаться прежнего графика с роспуском парламента в конце января и выборами 29 марта, у правительства останется ограниченное время для уведомления Комиссии и подготовки информирования избирателей. На практике, чтобы вписаться в прежние сроки, правительство должно было уведомить Комиссию примерно до 15 декабря, но формально по закону пределов действий всё ещё достаточно.

Если же роспуск парламента произойдёт уже 12 декабря, Фасакон заявил, что Комиссия не может заранее ответить, возможно ли при таких сроках провести выборы и референдум в один день: нужно просчитать все временные отрезки, включая обязательный период от 45 до 60 дней, а также время на официальное уведомление парламента. Решения по срокам — прерогатива правительства и парламента, и Комиссия здесь не вмешивается.

Относительно идеи проводить референдум по шагам — сначала с одним вопросом, а затем с дополнительными — заместитель генсек также не дал чёткого ответа. По его словам, сколько будет вопросов — это вопрос для кабинета министров и парламента, а не для Комиссии.

О процедуре досрочного голосования по референдуму Фасакон отметил, что Комиссия осознаёт важность удобства для избирателей, в том числе предложений о проведении досрочного голосования за пределами избирательного участка через почту, как предлагал депутат Парит Вачарасинтху. Однако действующий закон о референдуме чётко указывает, что голосование по референдуму проводится в один и тот же день по всей стране, и в нём нет процедуры досрочного голосования. Следовательно, голосование по почте рассматривалось бы как досрочное, и закон налагает ограничения на такие методы.

Фасакон добавил, что голосование за границей отличается: полномочия посольств позволяют устанавливать форму и время голосования для граждан за рубежом, и возможно использование почты для голосования по выборам в Палату представителей, но такие бюллетени не могут быть подсчитаны до тех пор, пока не истечёт 48 часов после окончания голосования внутри страны — здесь действуют иные временные правила и условия.

Related Post