25 ноября 2025 года депутат от провинции Чиангмай и заместитель пресс‑секретаря партии «Народ» Пхатрапонг Лилапхатт высказался о провале правительства в управлении крупным наводнением в провинции Сонгкхла. Он разделил допущенные ошибки на те, которые ещё можно быстро исправить, и те, которые уже необратимы для Сонгкхлы, но должны стать уроком для других южных провинций, где риск серьёзных наводнений возрастает.
По его словам, первая группа ошибок, которые можно устранить срочно, касается механизмов командования при ЧС. В нормативной системе при реагировании на бедствия предусмотрен командующий (уровни 1–4): на уровне 1 — мэр муниципалитета или глава субрайонной администрации, уровень 2 — губернатор провинции, уровень 3 — министр внутренних дел, уровень 4 — премьер‑министр. Сейчас ситуация в Сонгкхле формально отнесена к уровню 2 и под командованием губернатора, но общество не знает, кто этот губернатор — ни имени, ни лица. В условиях такого кризиса это — первый провал. Второй провал — отказ правительства повысить уровень угрозы до 3 или 4, что позволило бы назначить в руководители министра или премьер‑министра и дать им решающую власть для координации действий.
Пхатрапонг настаивает на немедленном повышении статуса ситуации в Сонгкхле до уровня 4, чтобы премьер‑министр стал полномочным командующим с правом принимать решительные приказы. Он также требует срочно организовать работоспособный «вор‑рум» (оперативный центр), который будет не бутафорией, а эффективным инструментом координации для всех южных провинций, находящихся в зоне риска.
По словам депутата, такой «вор‑рум» должен содержать карту с базой данных пострадавших: кто и где нуждается в эвакуации, приоритетность каждого случая, жители, которые отказываются эвакуироваться, уязвимые группы — в частности пациенты, прикованные к постели, и дома, где люди всё ещё остаются. Центр должен отслеживать статистику по ключевым объектам — больницам, медицинским центрам и убежищам: сколько людей там сейчас, сколько осталось запасов медицинской помощи, пищи и топлива (на часы или дни), а также готовые резервные места для размещения в случае роста числа пострадавших.
Кроме того, в командном центре должна вестись учётная система для всех задействованных команд — центральных, местных, военных, благотворительных организаций и волонтёров — с чётким распределением ответственности: кто за какой кейс отвечает и какие результаты достигнуты. Правительство не обязано заново создавать такую базу данных — по мнению Пхатрапонга, можно немедленно воспользоваться платформой jitasa.care, предложенной партией «Народ», чтобы оперативно начинать координацию помощи.
Такая информация позволит оценить пропускную способность помощи: сколько случаев можно эвакуировать или обслужить за час, и сколько времени потребуется на все текущие кейсы. Если прогноз показывает, что помощь займёт слишком много времени, можно оперативно перебросить дополнительные силы из других структур или, при крайней необходимости, запросить помощь у соседних стран по механизмам АСЕАН, например у Малайзии.
Депутат подчёркивает, что нельзя вести борьбу с бедствиями «по‑старинке»: созывы совещаний, фотосъёмки раздачи продуктовых наборов и указания «на камеру» не решают проблему. Необходимо системное, законное и плановое управление.
Следующая ключевая тема — предупреждение населения и эвакуация. На примере Сонгкхлы ясно видно: хоть данные о накоплении осадков и прогнозы были, хоть оценивали, что событие превзойдёт по серьёзности наводнения 2010/2011 годов, досрочной эвакуации не было. Для эффективного оповещения нужно агрегировать данные от всех служб и доводить сообщения с указанием конкретных зон и чётких действий по эвакуации. Министр внутренних дел должен утверждать текст предупреждений, в котором ясно указываются территории и порядок эвакуации; шаблонные сообщения для подобных кризисов неприемлемы — они не дают людям ощущения серьёзности угрозы и не побуждают к эвакуации.
Пхатрапонг отмечает, что предварительные приказы об эвакуации — то, чего в Таиланде почти не практикуют, — могли бы существенно снизить потери. Он сравнивает ситуацию с соседними странами: многие тайфуны в этом сезоне были сильнее, чем у прибрежных соседей, но те проводили поэтапную эвакуацию и тем самым добивались гораздо меньших потерь.
В числе срочных предложений он называет: расширенную оценку зон риска в других провинциях, раннюю подготовку к эвакуации уязвимых групп, использование разных каналов оповещения — Cell Broadcast, сирены, местное радио — с чёткими текстами, а также приказы на принудительную эвакуацию для зон с высокой степенью риска, где есть прикованные к постели пациенты и критические объекты вроде больниц.
В заключение заместитель пресс‑секретаря партии «Народ» призвал действовать немедленно: каждую упущенную секунду следует воспринимать как увеличивающийся риск для людей. Правительство должно работать серьёзно и системно в соответствии с законом и существующими планами: у каждой провинции есть планы по защите от бедствий и сотни центров эвакуации, но на практике эти планы не приводятся в действие. Вместо этого происходят разрозненные указания, раздача наборов и переложение тяжёлой нагрузки на плечи добровольцев, при отсутствии рабочего вор‑рума для слежения за ходом операций и реальной учётной системы. Все эти моменты — первоочередные рекомендации, которые правительство должно понять и немедленно реализовать ради безопасности населения.