Тханик Нитипантванг — один из немногих тайцев, стоявших за значимыми достижениями в авиационно‑космической технике. Он работал с системами типа air‑launch — подходом, при котором носитель‑самолёт поднимает космический аппарат на определённую высоту, после чего тот отделяется и устремляется к границе космоса. Носитель затем безопасно возвращается и приземляется на взлётно‑посадочную полосу.
Именно международный опыт с такими системами вдохновил Тханика вернуться в Таиланд и начать прокладывать новую дорогу для страны — дорогу, которая соединит тайское небо с космосом и в будущем может привести к появлению первой в Азии коммерческой «космической авиакомпании».
На выставке Thailand Space Expo 2025 он подробно рассказал о концепции Spaceline — аналоге привычной авиакомпании, но для полётов в космос. Если Airline — это авиакомпания в атмосфере Земли, то Spaceline — это авиакомпания для полётов выше 100 километров над уровнем моря, то есть выше так называемой линии Кармана (Kármán Line).
Spaceline будет выполнять рейсы в космос для научных исследований, прикладных задач и космического туризма. Операционная модель во многом напоминает коммерческие авиаперевозки, но вместо аэропортов используются космопорты (Spaceport). Существуют два основных типа полётов: суборбитальный (Suborbital Flight) — короткие выходы к границе космоса на несколько минут с последующим возвращением на Землю, и орбитальный (Orbital Flight) — полёты, подразумевающие выход на орбиту с последующей орбитальной навигацией или доставкой на орбитальные станции.
Для Spaceline есть два главных технических подхода, которые нужно согласовать с инфраструктурой космопорта: наземные ракетные пусковые системы, где капсула возвращается с помощью парашютов (как у Blue Origin), и системы air‑launch, когда аппарат сбрасывается с самолёта на высоте и затем продолжает полёт в космос, подобно решениям Virgin Galactic.
Если Таиланд сумеет одновременно развить космопорт и коммерческие космические перевозки, это откроет путь к созданию первой в Азии платформы для коммерческого использования космоса. Такой проект стал бы крупным шагом для страны и потребует совместных усилий GISTDA и международных партнёров.
GISTDA (Office of Space Technology and Geo‑Informatics Development) является ключевым тайским агентством в области космоса и уже представил видение по развитию национального космопорта. В настоящее время ведётся изучение осуществимости проекта совместно с международным консультантом KPMG для оценки экономических и технологических выгод. Проект пока на стадии планирования, но он рассматривается как начало перехода к частной космической индустрии, где государство не несёт единоличной финансовой нагрузки.
Появление Spaceline и Spaceport станет катализатором для формирования коммерческой экосистемы космических полётов: это не только стартовые площадки, но и центры технического обслуживания, производство компонентов, тренировочные центры для космонавтов и научно‑исследовательские лаборатории. В итоге это создаст новые рабочие места, ускорит технологический трансфер и повысит компетенции в области STEM в Таиланде, укрепив страну как региональный космический хаб.
Тханик подчёркивает, что у Таиланда есть все необходимые составляющие: выгодное географическое расположение для запусков в низкую околоземную орбиту (LEO), компетентные кадры и развитая авиационная индустрия. Остаётся лишь последовательно перейти от слов к делу и наладить длительное сотрудничество между государством и частным сектором.
Глобальная космическая отрасль растёт стремительными темпами: в течение следующего десятилетия её общий объём оценивают в порядка 30 триллионов тайских бат, охватывая коммуникации, спутниковые сервисы, транспортировку, космический туризм и высокотехнологичные решения. Для Таиланда это шанс не упустить новую волну экономического роста: создание рабочих мест, передача технологий и повышение уровня подготовки инженеров и учёных.
«Я хочу вдохновить молодёжь Таиланда, чтобы новые поколения смели мечтать, действовать и смотреть в небо, — говорит Тханик. — Космос больше не за пределами досягаемости. Однажды тайцы могут подняться в космос прямо с родной земли».
Сегодня Тханик стал символом новых надежд страны: он не только мечтает стать космонавтом, но и разжигает искру, которая может привести к реальному развитию тайской космоиндустрии. В будущем мы вполне можем увидеть первый в Азии коммерческий космический рейс, стартующий с территории Таиланда — и это будет начало новой эры, где горизонт не имеет границ.