Японские автопроизводители по-прежнему активно развивают двигатели внутреннего сгорания: на островах всё ещё много таких машин, а электромобили и зарядные станции встречаются не так часто. Три-четыре года назад Toyota открыто заявляла, что доля электромобилей вряд ли превысит 30%, и в Японии рассматривают биотопливо и даже двигатели на водороде как пути снижения углеродного следа ДВС.
Mazda, хотя и меньшая компания по сравнению с лидерами отрасли, разделяет подобный подход. Бренд из Хиросимы не спешит сворачивать производство двигателей внутреннего сгорания, полагая, что их можно сделать значительно более экологичными. На Japan Mobility Show 2025 модель Vision X‑Coupe привлекла внимание не только своим острым дизайном и роторным двигателем, но и инженерными решениями, которые прячутся под кузовом.
Концепт‑кар подготовлен для установки системы, которую Mazda называет «Mobile Carbon Capture» — мобильного улавливателя углерода, способного возвращать до 20% выбрасываемого CO₂. На первый взгляд это выглядит как попытка продлить жизнь ДВС, но в Mazda подчёркивают: Vision X‑Coupe и фильтр Mobile Carbon Capture — не просто фантазия.
«Хотя остаются технические вызовы, мы уже провели демонстрационные испытания и сейчас переходим к полномасштабной проверке технологии для реального использования. Эксперименты показали, что при помощи поглотителя CO₂ можно выделять углекислый газ из выхлопных газов. Мы начнём демонстрационные испытания по улавливанию CO₂ в конце этого сезона Super Taikyu Series», — говорит Кадзуо Итикава, специалист по исследованиям в отделе новых экологических технологий Mazda.
Итикава отмечает, что формально остаются вопросы, которые предстоит решить, но цель ясна: внедрить систему улавливания углерода в серийные автомобили. Захваченный выхлопной газ сушат, затем карбон связывают с цеолитом — кристаллическим адсорбентом. Накопленный CO₂ хранится в небольшом баке и может быть использован как сырьё, например, при производстве переработанного пластика.
Роторный двигатель в концепте работает не на обычном бензине, а на биотопливе, полученном из микроводоросли нанноклоропсис. Эта микроводоросль даёт много липидов, из которых можно получить масло с характеристиками, близкими к дизельному топливу. В процессе роста водоросли поглощают CO₂ через фотосинтез.
По расчётам Mazda, производство такого биотоплива при «относительно низкой стоимости» способно снизить выбросы на 90% по сравнению с ископаемым топливом. Комбинация биотоплива и системы улавливания, возвращающей 20% выбросов, теоретически позволит сделать чистый углеродный след автомобиля отрицательным примерно на 10%.
Теоретически получается парадокс: чем больше ездить, тем больше воздуха автомобиль очищает. Но практическая реализация требует масштабирования производства биотоплива — сейчас переработка масла из объёма в 1 000 литров водорослевой культуры даёт лишь один литр топлива и занимает около двух недель. Чтобы сделать концепт повсеместно применимым, нужно значительно увеличить производство биотоплива и создать инфраструктуру для сбора, хранения и повторного использования захваченного CO₂.
Mazda активно работает над воплощением этой идеи в жизнь. Исследования и разработки имеют смысл, но будущее проекта во многом зависит от того, удастся ли масштабно наладить производство биотоплива и организацию обращения с углеродом. Даже если эта дорожная карта окажется непростой, двигатели внутреннего сгорания в обозримом будущем не исчезнут — Mazda готовит новый Skyactiv‑Z.