Japan Mobility Show 2025: меньше автопроизводителей на выставке

Фраза «ценовая война китайских электромобилей» звучит пугающе, но её уже настолько часто повторяют, что она почти потеряла смысл. Пока я и коллеги‑журналисты пробирались и временами торопливо бежали по более чем семикилометровому маршруту вокруг выставочного комплекса Big Sight в Токио, мы освещали премьеры концепт‑каров от японских производителей, которые всё ещё почти все присутствуют на шоу. С тех пор как в 2023 году Tokyo Motor Show переименовали в Japan Mobility Show, заметно сократилось число автокомпаний, выставляющих свои машины — а значимость мероприятия, похоже, постепенно уменьшается: оно уже не в состоянии вернуть многих мировых брендов на свою площадку, как раньше.

Когда‑то выставки вроде IAA во Франкфурте устанавливали рекорды по числу участников и масштабам павильонов, но теперь многое ушло в сторону Shanghai Auto Show — одно из крупнейших международных моторшоу в мире, где демонстрируются масштаб и амбиции глобальной автомобильной индустрии.

Последний крупный пример — Shanghai Auto Show 2025, прошедшее с 23 апреля по 2 мая в Национальном выставочном и конгресс‑центре в Шанхае. Там было представлено более 100 новых моделей от более чем 70 ведущих мировых брендов, а акценты выставки делались на инновации, чистые источники привода и электромобили. Это подтверждает, что волна перемен, начавшаяся раньше, продолжает переформатировать карту международных автособытий.

Ещё два года назад, на Japan Mobility Show 2023, обстановка в автомобильной отрасли казалась напряжённой и противоречивой. Тогда выставка выглядела как триумф электромобилей: многие бренды, и особенно Honda, внятно дали понять, что японские компании не собираются отставать от китайских производителей. Топ‑менеджеры почти всех японских марок говорили о скором восстановлении баланса и готовности к конкурентной борьбе.

Однако рынок EV изменился драматически с 2021 по конец 2025 года. Производители, которые традиционно делали ставку на бензиновые и гибридные силовые установки, вынуждены признать — предстоит ещё много работы: новые типы батарей, программное управление энергопотреблением, системы автономного вождения и другие низкоэмиссионные технологии требуют серьёзных инвестиций. И эти изменения не ограничиваются только электромобилями.

Большинство показанных на выставке концепт‑каров не оснащены трансмиссией, они не предназначены для реальной езды — это скорее фантазии о будущем, которое может не наступить. В дизайне и интерьерах часто скрывается направление, в котором бренд думает двигаться, но реальность продаж остаётся более приземлённой.

Mazda представила идею ротационного двигателя с дверкой для улавливания углерода и использующего биотопливо из водорослей, а Honda делает ставку на химические батареи для своей серии EV 0. Toyota показала новый купе‑Century One‑of‑One и Lexus — спортивный суперавтомобиль, что порождает вопросы: как японские бренды намерены справляться с падающими продажами и изменением спроса?

Сегодня, в условиях глобальной неопределённости, концепт‑дизайн часто уходит в крайности и демонстрирует радикальные отличия от серийных машин — во внешнем виде, в отделке салона и в том, какие приводы будут использоваться (часто это ещё держится в секрете, потому что некоторые прототипы ещё не определились со своим типом привода).

Вложения в дизайнерские подразделения японских автопроизводителей огромны, и это видно по экспонатам: Lexus LS Van, одиночное седалище Lexus Micro Concept, купе Toyota Century One‑of‑One, концепт Subaru WRX STi и агрессивный Vision X Coupe от Mazda, который, возможно, станет новой Mazda2. Все эти модели — как хрупкие форпосты, попытка ответить на стремительный натиск китайских электромобилей.

Тем не менее суть в том, что реальная борьба за потребителя и технологическое лидерство сегодня всё чаще разворачивается не на исторической японской площадке, а там, где собираются наиболее амбициозные и быстрорастущие игроки. На фоне массового внимания к Шанхаю Japan Mobility Show рискует превратиться из глобального события в региональное, сохраняющее ценность скорее как витрина идей и дизайнерских амбиций, чем как индикатор реальной конкуренции на мировом рынке.

Автор: Аком Румсуван
E‑mail: chang.arcom@thairath.co.th
Facebook: https://www.facebook.com/chang.arcom https://www.facebook.com/ARCOM-CHANG-Thairath-Online-525369247505358/

Related Post