Mercedes‑Benz 190SL — бывший королевский кабриолет

Mercedes‑Benz 190SL когда‑то служил королевским автомобилем — он использовался во время поездки Её Величества и Его Величества в пять европейских стран в 1960 году, когда король Пумипон Адульядет (Рама IX) и королева Сирикит совершали зарубежный визит.

190SL — двухместный открытый кабриолет с мягкой складывающейся крышей. История модели связана с восстановлением Mercedes‑Benz после Второй мировой войны: фабрики и салоны компании в Германии были разрушены, и марке требовалось вернуть себе позиции. Идея состояла в том, чтобы предложить недорогой двухместный спортивный родстер, вобравший стилистические черты гоночных прототипов 300 SLR и роскошного 300SL, но доступный более широкой аудитории.

Успех гоночных и дорожных моделей 300SL (купер и родстер) вдохновил инженеров Mercedes на создание облегчённой и упрощённой версии — 190SL. Модель «переняла» эстетические решения от 300SL, но получила упрощённую конструкцию и меньший двигатель, чтобы снизить цену и конкурировать с итальянскими и американскими спортивными автомобилями.

В основе 190SL лежала платформа типа welded platform с отдельной передней субрамой, что улучшило управляемость. Хотя база колёс была близка к 300SL, длина кузова у 190SL меньше; вместо «крыльев‑чайки» у 300SL и жёсткого купе применяли компактный родстер с мягкой крышей, рассчитанный на двух пассажиров.

Под капотом стоял бензиновый рядный четвёрный двигатель R121 (M121 по базовой конструкции), объёмом 1 897 см³. В отличие от 6‑цилиндрового агрегата 300SL, в 190SL использовали 4 цилиндра с диаметром 85 мм и ходом 83,6 мм: это короткоходный, высокооборотистый мотор с одним верхним распредвалом (SOHC) и приводом через прочную дуплексную цепь.

Система питания — два карбюратора Solex с двумя дроссельными заслонками, степень сжатия 8,5:1 (с 09/59 — 8,8:1). Мощность — около 105 л.с. при 5 500 об/мин, максимальный крутящий момент 142 Н·м при 3 200 об/мин. При массе порядка 1,16–1,2 тонны этот мотор не делал 190SL «молниеносным», но обеспечивал ровную динамику для приятных прогулок с опущенным верхом.

Трансмиссия — 4‑ступенчатая механическая коробка передач с полной синхронизированной передачей. Разгон 0–100 км/ч занимал примерно 14,2 секунды, максимальная скорость — около 171–172 км/ч. Расход топлива оценивался примерно в 12,5 л/100 км. Управление и сцепление были достаточно «тяжёлыми» по меркам современности, что добавляло автомобильной механике «гонщиковский» характер, типичный для середины 1950‑х.

Внешне 190SL отличался от 300SL более простыми дверями (удобнее входить), отсутствием «жабер» радиаторного обдува и другими упрощениями. При этом широкая колёсная база, низкий и плоский силуэт делали родстер визуально стройным и спортивным. Главная цель модели — доставлять удовольствие от вождения на открытом воздухе, а не быть конкурентом по прямому ускорению спортивным автомобилям высшего класса.

Первое публичное появление 190SL состоялось на Нью‑Йоркском автосалоне спортивных автомобилей в 1954 году, затем машина демонстрировалась на Женевском мотор‑шоу в конце 1954‑го и вскоре поступила в продажу по всему миру (включая Таиланд, где сборкой занималась компания Thonburi Automotive). Благодаря сочетанию стиля и приятной управляемости родстер сохраняет популярность среди коллекционеров и любителей ретро‑автомобилей до сих пор.

В полностью восстановленном состоянии Mercedes‑Benz 190SL в 2025 году оценивают примерно в 6,9–12 млн бат. Найти хорошо сохранившийся экземпляр непросто: владельцы редко расстаются со своими 190SL, даже если перед ними большая сумма.

Технические данные 1955 MERCEDES‑BENZ 190SL R121 (основные параметры):
— Годы производства: 1955–1963
— Двигатель: 4‑цилиндровый рядный, бензиновый, переднее расположение
— Диаметр × ход: 85 мм × 83,6 мм
— Объём: 1 897 см³
— Мощность: 105 PS (77 кВт; 104 л.с.) при 5 700 об/мин
— Крутящий момент: 142 Н·м при 3 200 об/мин
— Степень сжатия: 8,5:1 (с 09/59 — 8,8:1)
— Система питания: два карбюратора Solex 44 PHH
— Топливный бак: 65 л
— Клапанный механизм: SOHC, дуплексная цепь
— Охлаждение: жидкостное
— Коробка передач: 4‑ступенчатая механическая, синхронизированная
— Привод: задний, стандартное передаточное число заднего моста 3.90:1
— Электросистема: 12 В
— Передняя подвеска: двойные поперечные рычаги, пружины, стабилизатор
— Задняя подвеска: маятниковая балка (swing axle), пружины
— Тормоза: барабанные (230 мм)
— Рулевое управление: червячного типа с рециркулирующим шариком
— Конструкция кузова: цельномуфтовая, стальной кузов
— Сухой вес: ~1 160 кг (хардтоп +20 кг)
— Полный вес: ~1 400 кг (с 1961 — 1 440 кг)
— Колея (перед/зад): 1 430 / 1 475 мм
— Колёсная база: 2 400 мм
— Длина/ширина/высота: 4 290 / 1 740 / 1 320 мм
— Колёса/шины: 6.40‑13 Sport
— Максимальная скорость: ~171 км/ч
— Средний расход (оценочный): 12,5 л/100 км

Автор: Аком Румсуван (Arcom Rumsuwan)
E‑mail: chang.arcom@thairath.co.th
Facebook: https://www.facebook.com/chang.arcom
Страница: https://www.facebook.com/ARCOM-CHANG-Thairath-Online-525369247505358/

Related Post