История «королевских» тайских костюмов — гордость Таиланда, за которую приметится ЮНЕСКО

Таиланд подал заявку на включение «тайского костюма» в список нематериального культурного наследия ЮНЕСКО с рассмотрением в 2026 году. Цель — международное признание и сохранение уникального культурного наследия Таиланда на основе ценностей взаимопонимания, творчества и достойного сосуществования народов.

История появления «королевского тайского костюма», который впоследствии стал национальной формой одежды, связана с дальновидным замыслом Ее Величества королевы Сири Киттипхон. Она предложила разработать единый национальный наряд, опираясь на древние придворные традиции Сиама, чтобы заново создать и укрепить национальную самобытность через одежду.

Изначально повседневная одежда тайцев следовала придворным канонам. Однако во время визита королевской четы в США и Европу в 1960 году королева заметила, что у Таиланда нет четко оформленного национального костюма, подобно многим другим странам. По её поручению леди Манират Буннак обратилась к историкам и специалистам по культуре для изучения традиционных нарядов, начиная с эпохи дварaвaди и до периода Раттанакосин, чтобы выработать образцы и идеи.

Для практической реализации поручили портнихе Хуни Орай Луамунг подобрать и адаптировать модели. В результате были разработаны восемь типов «королевских» костюмов, каждый — для особых случаев, и все они получили названия по дворцовым резиденциям и знатным терминам: Чут Тай Руан Тон, Чут Тай Читталад, Чут Тай Амарин, Чут Тай Дусит, Чут Тай Боромпиман, Чут Тай Чакри, Чут Тай Сивалай и Чут Тай Чакрапат.

Чут Тай Руан Тон («повседневный тайский костюм») предназначен для неофициальных мероприятий — храмовых праздников, благотворительных церемоний. Используют хлопковую или шелковую ткань с продольными или поперечными полосами либо гладкую ткань с длинным подолом. Длина сина (юбки) прикрывает лодыжки, передний заход и зашивающийся борт. Топ — отдельная деталь с рукавом три четверти, с застёжкой на пять пуговиц, неглубоким круглым вырезом без окантовки. Украшения — крупная брошь слева на груди, невесомые серьги в виде гвоздиков, жемчужные или многослойные золотые ожерелья.

Чут Тай Читталад (парадный дневной костюм) предназначен для официальных дневных церемоний. Традиционно используется гладкий шелк с декоративной каймой или утонченным узором на всю ткань. Син плотно прилегает и имеет передний заход; блуза — отдельная часть с длинным рукавом, разрезом на груди и небольшим стоячим кантовым воротником. Этот наряд уместен при приёме государственных делегаций и в церемониях, где мужчины одеты в парадную форму. Женщинам не обязательно носить ордена, но ткань и украшения должны быть особенно изысканными.

Чут Тай Амарин (вечерний наряд) используют для церемоний по вечерам; он не предполагает обязательного пояса. Предпочтителен узорчатый или золотистый шелк, иногда весь наряд выполняется с золотой нитью. Старшим женщинам допустим более широкий круглый вырез и рукав три четверти. Украшения — ожерелья, серьги, браслеты; в дни коронации и дня рождения монарха к вечеру принято надевать государственные регалии.

Чут Тай Дусит — вечерний вариант с широким круглым вырезом, без приталенных рукавов, украшенный традиционной вышивкой и бисером. Носи́тся с шелковой сина или тканью с золотой нитью, модель может иметь переднюю складку и поясной лоскут. Это наряд для светских вечеринок и свадебных торжеств. Украшения — серьги, ожерелье, кольца; топ может быть пришит к сину или носиться отдельно.

Чут Тай Боромпиман предназначен для королевских и больших официальных вечерних мероприятий. Его шьют из плотного шелка или ткани с золотой нитью, часто с выразительной каймой. Платье шьётся цельным, с драпировкой спереди и поясом-накладкой, длинный синий сина достигает щиколотки. Верх — с длинным рукавом, круглым воротом и небольшой стоячей обшивкой; допустим как открытый, так и закрывающийся спереди или сзади. Носится на мероприятиях в полном или полуофициальном парадном виде, например, на королевских приёмах и официальных ужинах.

Чут Тай Чакри — парадный наряд для торжеств высокой важности и вечерних церемоний. Сина формуется с передней складкой и поясным лоскутом, обязательна национальная пряжка и шаль (сабай), наброшенная через одно плечо и достигающая значительной длины сзади. Ткань — часто с золотой нитью или сложным орнаментом.

Чут Тай Сивалай — чисто традиционный вариант. Верхняя часть шьётся из золотистой ткани или шелка с золотой нитью, цельный крой, длинная сина с передней складкой и поясом. Воротник — круглый с небольшой стоячей окантовкой, иногда разрез сзади. Отличается вышитой орнаментацией и используется на торжественных мероприятиях, где требуется полный парадный дресс‑код.

Чут Тай Чакрапат — самый «церемониальный» из всех: сина выполнена из ткани с богатой золотой каймой, 전체 ткань с золотистыми нитями; сверху — декоративная шелковая накидка, украшенная вышивкой, как у дам высшего ранга в древности.

Королева Сири Киттипхон не только инициировала возрождение и систематизацию этих нарядов, но и сама регулярно демонстрировала их в официальных поездках и мероприятиях в Таиланде и за рубежом. Особый всплеск международного интереса пришёлся на поездку в США и Европу в 1960 году, когда по её поручению французский дизайнер Пьер Бальмен использовал тайский шелк в создании как королевских, так и «западных» моделей одежды для государственных визитов. Все эти наряды были оплачены за счёт личных средств королевы, что помогло сочетать западный протокол и королевское достоинство, одновременно представляя миру художественную ценность тайского текстиля.

Такая инициатива сыграла ключевую роль в популяризации тайских тканей и подняла их статус на международной арене как произведений искусства. Тайцы могут считать себя счастливцами: у них была монархиня с дальновидным взглядом, осознавшая хрупкость культурного наследия и посвятившая усилия его сохранению и популяризации. Благодаря этому наследию тайская национальная одежда и тканые традиции получили новое дыхание и стали предметом национальной гордости.

Команда новостной редакции Thairath

Related Post