21 октября 2568 BE (2025) в официальном вестнике Королевства было опубликовано королевское повеление о принятии «Закона о проведении референдума (второй редакции), 2568 BE», датированное 20 октября 2568 BE и подписанное монархом. В документе разъясняется необходимость внесения поправок в действующее законодательство о референдуме с учётом положений конституции о возможных ограничениях прав и свобод для обеспечения законности мероприятий.
В тексте подчёркивается, что изменения направлены на то, чтобы проведение референдума было честным, справедливым и соответствовало закону, а Центральная избирательная комиссия получила возможность самостоятельно определять правила и процедуры для обеспечения свободного и равного выражения мнений по вопросу, выносимому на референдум.
Ключевые положения закона:
— Название акта: «Закон о проведении референдума (второй редакции), 2568 BE».
— Срок вступления в силу: закон начинает действовать со дня, следующего за датой публикации в Рашакитчабан (официальном вестнике) — то есть с 22 октября 2568 BE.
— Изменения по срокам и объединению с выборами: в статье 10 прописано, что при необходимости проведения голосования по поправкам к конституции председатель парламента уведомляет премьер-министра, после чего премьер-министр вносит объявление в вестник о назначении даты референдума. Срок между уведомлением и днем голосования должен составлять не менее 90 и не более 120 дней. При этом, если дата референдума близка к дням общенациональных выборов депутатов парламента либо местных выборов по истечении срока полномочий, допускается проводить референдум в тот же день, но с оговоркой: дата не должна быть назначена ранее чем за 60 дней и не позднее чем через 150 дней со дня уведомления председателя парламента.
— Порядок назначения референдума правительством: аналогичное правило для случаев, когда Кабинет министров считает необходимым назначить голосование по основаниям, предусмотренным конституцией — сроки от 90 до 120 дней после решения Кабинета; при совпадении по времени с выборами также допускается совместное проведение (не ранее 60 и не позднее 150 дней после решения), за исключением обстоятельств, связанных с бюджетом или неотложными причинами.
— Практические детали инициативы: правила и процедуры, которые будет разрабатывать Комиссия, должны предусматривать минимум 50 000 подписей для инициативы и допускать сбор подписей через электронные средства. Требования к правоспособности лиц, к которым применимы запреты или ограничения, будут соответствовать статьям 20, 21 и 24 действующего закона.
— Методы голосования: закон прямо допускает использование различных методов — бумажные бюллетени, голосование по почте, электронные стационарные терминалы, голосование через информационные технологии или другие способы, при условии, что применяемый метод обеспечивает защиту от мошенничества и удобен для граждан. Возможно комбинированное применение способов и их использование в одном или нескольких округах в соответствии с правилами Комиссии.
— Подсчёт результатов: решение по вопросу референдума считается состоявшимся по результатам большинства пришедших на голосование, при этом число «за» должно быть больше, чем число проголосовавших «без выражения мнения» (abstention / невыражение позиции).
— Информационная кампания и равные условия для мнений: распространение информации о вопросе референдума должно быть направлено на то, чтобы избиратели получили правильное и непредвзятое понимание предмета голосования; информация не должна носить явно подталкивающий характер в пользу «за» или «против». После объявления даты Комиссия обязана довести до избирателей процесс и порядок голосования и обеспечить предоставление равных и свободных возможностей для выражения мнений всех сторон — как поддерживающих, так и не поддерживающих вынесенный на голосование вопрос.
— Территориальные и организационные вопросы: закон предоставляет Комиссии гибкость в определении избирательных округов и участков; если референдум проводится в тот же день, что и парламентские или местные выборы, те же избирательные участки и помещения будут использоваться и для референдума в соответствующих территориях. Также регулируется состав районных (окружных) избирательных комиссий — не более пяти человек, назначаемых Комиссией, и директор голосования по округу с установленными обязанностями.
Документ подписал премьер-министр Анутин Чанвирукул от имени королевской власти. В пояснительной записке отмечено, что предыдущая редакция закона 2564 BE не предусматривала возможность приурочить день референдума к дням выборов, что вынуждало организовывать отдельные мероприятия и приводило к дополнительным расходам бюджета и неудобствам для граждан, которым приходилось участвовать в голосованиях несколько раз в короткие сроки. По этой причине в новую редакцию включили возможность совместного проведения, а также расширили допустимые способы голосования и уточнили правила подсчёта и информирования избирателей.
Таким образом, закон направлен на упрощение организации процедур, повышение доступности голосования для населения и обеспечение прозрачности и равных условий для всех участников дискуссии по вопросам, выносимым на референдум.