Пресс-секретарь офиса премьер-министра Сирипонг Ангкоскулкит сообщил, что на заседании Кабинета министров было принято к сведению заключение Службы омбудсмена по делу о выдаче разрешений на производство брожёного напитка, обозначаемого как пиво. Речь об обращении частной компании, которая с 9 февраля 2011 года имеет лицензию от Таможенного департамента на деятельность пивоваренного предприятия с разрешённой производительностью от 100 000 до 1 000 000 литров в год и с условием, что продукция не покидает территории завода в таре с акцизной маркой.
Предприниматель утверждал, что соответствует требованиям для получения разрешения по пункту 16(1)(б) подзаконного акта о производстве спиртных напитков 2022 года — то есть производить и продавать пиво за пределами территории завода в таре с акцизной маркой. Компания подала заявление на получение соответствующей лицензии и представила документ от Офиса политики и планирования в области природных ресурсов и окружающей среды (ONEP), подтверждающий, что мощность завода составляет 210 000 литров в год и производство не подпадает под требование подготовки отчёта ОВОС (EIA).
Однако Таможенное департамент вынес отказ, аргументировав его тем, что пункт 16(1)(б) требует официального одобрения полного отчёта EIA, а представленные письма и заключения ONEP не считаются официальным EIA, предусмотренным законом. В результате департамент признал, что заявление не отвечает установленным критериям и отклонил его. Апелляция компании была отклонена Министерством финансов, после чего компания обратилась с жалобой к омбудсмену по поводу невыполнения процедуры выдачи лицензии из‑за отсутствия отчёта EIA.
Омбудсмен провёл служебную проверку: собрал факты, организовал выезд на место и совещания с вовлечёнными органами — Таможенным департаментом и ONEP. По итогам выяснилось, что формулировки пункта 16(1)(б) подзаконного акта, принятых на основе Закона о налоге на акциз (2017), фактически препятствуют получению разрешений малыми и средними пивоварнями. Это создаёт риск монополизации и неоправданных барьеров для производителей пива небольшого и среднего размера.
Омбудсмен рекомендовал изменить подзаконный акт, чтобы поддержать развитие отечественной пивоваренной отрасли: укрепить её и повысить стандарты, снизить административное и финансовое бремя для производителей, при этом учитывая безопасность потребителей и охрану окружающей среды. В результате пересмотра возможно введение дифференцированных условий лицензирования и мер контроля в зависимости от масштаба производства, что позволит стимулировать разнообразие продукции и обеспечить справедливые цены для потребителей.
В частности омбудсмен предложил:
1) Пересмотреть подход к применению подзаконного акта о производстве спиртных напитков 2022 года, чтобы он соответствовал Закону о налоге на акциз 2017 года (статья 153) и не создавал дискриминационных или монопольных условий и излишних барьеров для бизнеса;
2) Разработать меры поддержки для местных сообществ и мелких производителей, чтобы дать им справедливый доступ к финансированию и рынкам и тем самым стимулировать развитие пивоварческих кооперативов и предприятий общего пользования;
3) Создать совместную рабочую группу от государства, частного сектора и заинтересованных сторон для прозрачной и справедливой разработки конкретных решений.
Кабинет министров поручил Министерству финансов выступить главным ответственным органом по рассмотрению предложений и согласованию с профильными ведомствами. Минфину поручено в течение 30 дней подготовить сводку по рассмотренным вариантам, информировать о принятых мерах и представить свои выводы и рекомендации Секретариату Кабинета министров для дальнейшего представления на заседании правительства.