В 11:20 14 октября 2025 года в парламенте заместитель-председатель и списоковой депутат от Демократической партии Чуринтхонр Лаксанависит выступил по проекту поправок к конституции. Он пояснил, что одна из причин, по которой попытки изменить конституцию 2017 года не увенчались успехом, — это слишком сложный механизм внесения изменений. В то время как обычно для поправки достаточно поддержки более половины совместного заседания парламента, нынешняя конституция требует дополнительных условий: согласие не менее 20% оппозиции и по меньшей мере одной трети сената, а в некоторых случаях — ещё и всенародный референдум. Всё это делает процедуру особенно трудной. Демократическая партия выступает за демократическое улучшение конституции, но с чёткими ограничениями.
Он настоятельно заявил, что партия не согласна с положениями, позволяющими сенату голосовать за премьер-министра в тех ситуациях, когда сенат не избирался народом напрямую. При этом, раз граждане уже одобрили нынешнюю конституцию на референдуме, Демпартия уважает этот выбор. До вступления в коалицию с правительством генерал-полковника Праюта Джан-Очха Демпартия выдвинула три условия: 1) честность в управлении государством; 2) реализация политики гарантированного дохода для сельхозпроизводителей; 3) поддержка демократических поправок к конституции при неизменности разделов 1 и 2.
Чуринтхонр подчеркнул, что позиция партии — не трогать разделы 1 и 2. Раздел 1 содержит пять статей, в том числе важную статью 1, где прямо сказано, что Таиланд — единое королевство, неделимое. Раздел 2 закрепляет, что государственное устройство — демократическая монархия с королём во главе, и этот принцип, по его мнению, также не должен подвергаться изменениям. В частности, он обратил внимание на заключительную фразу статьи 5, которая предписывает действовать по традициям правления в рамках демократической монархии, если в конституции нет прямых указаний — эту историческую и правовую преемственность Чуринтхонр считает важной и неприкосновенной.
Далее он прокомментировал различия между тремя представленными проектами поправок. Проект партии Пхеютай, который запрещает менять форму правления и форму государства, по сути повторяет запрет, уже содержащийся в действующей статье 255: такие изменения сейчас формально невозможны. Однако в этом проекте отсутствует явное положение о запрете изменения разделов 1 и 2. Аналогично проект партии Пхучан не включает прямой запрет на касание разделов 1 и 2. Зато проект партии Пхумичайтай и коалиционных партнёров прямо устанавливает: если парламент сочтёт, что предложённый проект посягает на разделы 1 или 2, такой проект должен отклоняться. Это принципиальное различие трёх инициатив, которое предстоит учитывать при голосовании.
Сегодня парламент должен принять решения по двум ключевым вопросам: какие проекты поправок поддержать (по отдельности или совокупно) и какой проект выбрать в качестве основного для рассмотрения во втором чтении, по статьям.
Чуринтхонр также повторил свои неизменные требования и добавил четыре конкретные предложения:
1) Он готов поддержать поправки, которые открывают путь к созданию Конституционного собрания (Сสร.) для разработки новой конституции, но при этом разделы 1 и 2 должны оставаться неприкосновенными.
2) При выборе основного проекта для второго чтения он будет голосовать за тот, который гарантирует неприкосновенность разделов 1 и 2, опасаясь, что иное может стать началом для открытой переписки конституции и в перспективе привести к изменению этих ключевых разделов.
3) Поправки должны соответствовать решениям Конституционного суда по вопросу происхождения Сสร., чтобы предотвратить юридическую неустойчивость и делать процесс устойчивым к дальнейшим оспариваниям.
4) Новая конституция, если её разработает Сสร., должна иметь намерение поощрять приход к власти «хороших людей» — то есть сохранять требования, прописанные в действующей статье 160(4)-(5): те, кто занимает важные государственные посты, включая министров, помимо требуемого возраста и квалификаций, должны демонстрировать явную честность и не иметь серьёзных нарушений этики. Это необходимо для того, чтобы новая конституция сохраняла стандарты качества тех, кто приходит к власти, в интересах страны и её граждан.