Председатель временной парламентской комиссии по изучению плюсов и минусов отмены меморандумов 2000 и 2001 годов, сенатор Нопадон Инна, рассказал о результатах недавней поездки комиссии в провинцию Трат. 9–10 октября депутаты выезжали на место, чтобы осмотреть пограничные межевые столбы между Таиландом и Камбоджей, в частности столб №73 — последний, находящийся в зоне «ничья земля». В ходе визита комиссия получила значимую информацию от морской инженерной службы военно-морских сил, включая данные о неоднократных нарушениях со стороны камбоджийской стороны в провинциях Чантабури и Трат и многочисленных тайских протестах по этим случаям.
Также поступили сведения, что камбоджийская сторона отказывается признавать межевой столб №73 в пользу Таиланда и пытается сдвинуть его в сторону тайской территории. Имеется проблема и с утраченным столбом №72 — приходится использовать временный ориентир. Комиссия наблюдала строительство сооружения, выступающего в море на конце тайской территории, которое, по мнению специалистов, служит своеобразным заградительным щитом и приводит к эрозии побережья Таиланда.
Сенатор обратился к военно-морским силам с просьбой сравнить спутниковые снимки за разные годы, чтобы отследить, как именно менялась береговая линия и насколько сильно происходила эрозия. По его словам, без выездного обследования было бы трудно оценить число и характер нарушений пограничного режима.
Разъясняя исторический контекст, Нопадон напомнил, что после возврата Чантабури и Трата в 1909–1910 годах по всей линии регулярно устанавливали деревянные межевые столбы, а через десять лет начали ставить бетонные ориентиры. Важной вехой стало создание в 1995 году (2538 BE) комитетов GBC и RBC при участии тогдашнего премьера Чуана Ликпая, а позже и JBC — все эти структуры существовали и до появления Меморандумов 2000 и 2001 годов. По его мнению, независимо от наличия самих MOU, механизм сотрудничества через указанные комитеты остаётся действенным.
Нопадон подчеркнул, что, если обе стороны искренни в переговорах, спорные 73 столба (из согласованных 45?) могут быть признаны без особых проблем, но в условиях эскалации даже наличие MOU не гарантирует уважение к границе — всё зависит от соблюдения договорённостей.
Комиссия также приглашает для дачи показаний бывшего премьер-министра Апхисита Ветчачива: Нопадон сообщил, что Апхисит согласился выступить перед комиссией 28 октября. Именно при его руководстве правительством рассматривался вопрос об отмене MOU 2544, но тогда инициативу не удалось довести до завершения.
В ответ на замечания бывшего лидера партии «Движение вперёд» Пхиты Лимчаренрат о том, почему отмена MOU не решается через парламентный механизм, а обсуждается посредством референдума, Нопадон заявил, что работа комиссии сената ведётся открыто и беспристрастно. Он пообещал не привязывать расследование к посторонним политическим вопросам, ставить в приоритет национальные интересы и предоставлять населению регулярные отчёты о находках и дальнейших шагах. Нопадон сообщил, что согласовал с председателем сената регулярный публичный доклад о продвижении работы комиссии и призвал граждан следить за результатами.