Никор Чамнанг, директор партии «Национальное развитие Таиланда» и бывший секретарь парламентской комиссии по проекту закона о референдуме, заявил на пресс‑конференции в здании парламента 7 октября, что инициатива по внесению поправок в Конституцию, представленная партией «Народная партия», содержит ряд юридических и процессуальных рисков. По его словам, предложенная схема — избрание 100 членов Учредительного собрания напрямую — может вступать в противоречие с недавним решением Конституционного суда.
Никор отметил, что помимо этой потенциальной коллизии есть ещё четыре законодательных акта, которые на данный момент противоречат друг другу и ставят под угрозу возможность одновременного проведения референдума по новой Конституции и всеобщих выборов депутатов после роспуска парламента. Во‑первых, Конституция и её толкование судом, где указано, что процедура по созданию новой конституции должна инициироваться парламентом, а не правительством. Во‑вторых, закон о выборах депутатов требует, чтобы после роспуска парламента новые выборы были проведены в срок от 45 до 60 дней — при роспуске 31 января 2569 выборы могут прийтись на 29 марта 2569.
Третьим конфликтующим актом является действующий закон о референдуме, который требует минимум 90 дней на подготовку голосования, что делает невозможным одновременное проведение референдума и выборов депутатов в один день. Хотя в настоящее время готовится поправка к закону о референдуме, которая предполагает возможность совместного проведения с выборами и сокращение срока подготовки до 60–150 дней, эта поправка ещё не вступила в силу. Четвёртый проблемный момент — регламент парламентских заседаний, регулирующий процедуру рассмотрения вопросов по изменению Конституции.
Никор пояснил хронологию: если парламент соберётся 14–15 октября для рассмотрения вопроса в первом чтении и 15 октября будет принято решение о принципах и создании комиссии, то у комиссии останется время для работы в ноябре до 12 декабря, когда откроется сессия. После открытия сессии парламента 17 декабря возможен вывод во второе чтение, затем пауза в 15 дней для голосования по всей редакции — вероятно, это случится в конце декабря. Однако при соблюдении нынешнего требования в 90 дней на референдум подготовить и провести референдум одновременно с выборами станет невозможным.
В качестве решения Никор предложил созвать внеочередную (внеплановую) сессию парламента в середине ноября, чтобы рассмотреть второе чтение, а затем в ходе открытой сессии провести третье чтение. По его оценке, это дало бы достаточно времени для организации референдума и провести его вместе с общенациональными выборами депутатов в марте 2569. Тем не менее он предупредил, что любые несогласованности в законах могут привести к юридическим жалобам и свести на нет попытку изменения Конституции.
На вопрос о том, не означает ли это необходимость отложить роспуск парламента, Никор уклонился от прямого ответа: он подчеркнул, что не намерен предлагать смещение сроков, так как это может нарушить политическое соглашение (MOA) между партией «Футчайнтай» и «Народной партией», согласно которому роспуск парламента должен состояться в течение четырёх месяцев. В то же время он признал, что без выработки чёткого правового решения возможен риск, что придётся пересматривать сроки роспуска, чтобы не нарушать договорённости и избежать юридических споров.