Таиланд построит вантовый мост‑шоссе к Самуи — стройка с 2029, открытие в 2034

ГТП (Государственная служба автомагистралей Таиланда) продвигает проект «платной автомагистрали, связывающей остров Самуи» — пролётная магистраль протяжённостью приблизительно 37,41 км с прогнозной стоимостью около 55 000 миллионов бат. Это будет первый в регионе вантовый мост через море; его проектируют с расчётом на выдерживание штормов и землетрясений. На начальном этапе планируется провести общественные слушания (третье заседание по итогам исследований) в ноябре—декабре 2025 года, а затем завершить итоговую отчётность в начале 2026 года и довести результаты до населения.

Далее проект должен получить одобрение совета ГТП и пройти процедуру подготовки отчёта об оценке воздействия на окружающую среду (EIA). После этого планируется вынести проект на рассмотрение Кабинета министров к концу 2026 года. При положительном решении в 2027 году начнётся процедура торгов и оформления прав на землю в 2028 году, а сам строительный этап предполагают начать в 2029 году с расчётом примерно на пять лет работ: ориентировочное открытие — 2034 год.

Инвестиционная модель предполагает государственно‑частное партнёрство (PPP) из‑за большой стоимости проекта. ГТП возьмёт на себя строительство, а государство может поддержать проект субсидиями. Кроме того, планируется сотрудничество с четырьмя профильными коммунальными организациями — Электростанцией Таиланда (EGAT), региональными электрическими и водоснабжающими компаниями и национальным телекомом (NT) — для совместных вложений. В конце этого года намерены подписать первоначальное Меморандум о взаимопонимании (MOU) для обмена технической информацией, а после завершения исследований — второе MOU, где уже будет зафиксирована доля инвестиций каждой стороны в зависимости от выгод, например от прокладки по мосту водопроводных и электрических линий и каналов связи. Такое решение позволит существенно сэкономить по сравнению с прокладкой коммуникаций под водой.

ГТП ожидает, что после открытия трафик возрастёт примерно на 20%: ежедневно мостом могут пользоваться порядка 7–8 тысяч транспортных средств. Несмотря на то, что плата за пропуск может оказаться выше стоимости парома, экономия времени будет значительной — вместо 1,5–3 часов путь сократится до 15–20 минут. При этом паромное сообщение останется важной альтернативой и может даже выиграть от увеличения туристического потока за счёт роста общего числа путешествующих.

При проектировании будет применён высочайший уровень стандартов безопасности: мост спроектируют так, чтобы он выдерживал сильные сейсмические толчки и штормовые нагрузки. Опыт ГТП за более чем 50 лет работы даёт уверенность в прочности конструкций: примером служит минимальные повреждения моста Тосомрачун после землетрясения в марте 2025 года. Особенность будущего сооружения — длинный пролёт до 300 метров и высота прогонов около 50 метров над уровнем моря, что обеспечит проход боевых и спасательных судов, а также позволит судоходству во время наводнений.

Экологический аспект также учитывают: трасса проходит через районы с коралловыми рифами (в том числе «мертвыми» рифами, которые всё равно охраняются законом), а также участки лесов, куда надо получить разрешения. При подготовке EIA потребуется изучить меры по сохранению редких морских видов, например розовых дельфинов. Эти требования будут учтены в проектной документации и в решениях по компенсациям и охране природы.

ГТП подчёркивает, что проект — ключевой элемент будущей сети платных дорог, цель которого — ускорить и упростить перемещение жителей и туристов, повысить безопасность, а также содействовать экономическому росту. Оценочная экономическая отдача — до 400 млрд бат в течение 30 лет. Мост также должен поддержать южный туристический кластер: Самуи рассматривается как второй по значимости курорт Таиланда после Пхукета.

Помимо туристической выгоды ожидается и социальный эффект: улучшится доступ к срочной медицинской помощи, поскольку сейчас для экстренных случаев часто приходится ждать парома (расписание — первый рейс около 05:30, последний — около 19:30) или использовать вертолёт. Новая трасса снизит транспортные расходы при поездках на материк и создаст дополнительные возможности для инвестиций и трудоустройства на прилегающих территориях.

По предварительным расчётам, тариф на перевозку автомобиля четырёхколёсного по мосту может составить порядка 1 000 бат (в то время как нынешняя плата за перевозку автомобиля паромом — около 750 бат, пассажира — примерно 180 бат). Для сравнения, за проезд по датско‑шведскому мосту Эресунн (16 км) взимается порядка 2 500 бат. Запланировано, что по новому мосту смогут проезжать все виды автотранспорта, кроме мотоциклов.

Related Post