Beechcraft AT-6 Wolverine — многоцелевой лёгкий штурмовик и разведчик, созданный для проведения боевых воздушных операций и съёмки стратегических районов. Разработчик — компания Beechcraft®, та же, что поставляла учебные самолёты T‑6A и T‑6B для ВВС и ВМС США. Wolverine использует бортовые системы управления заданиями, позаимствованные решения из A‑10C и элементы управления HOTAS от F‑16, а также цифровую кабину и интегрированную систему управления вооружением.
Модель AT‑6E — турбовинтовой лёгкий штурмовик/вооружённый разведчик, основанный на учебном T‑6. «Wolverine» получил современную аппаратуру управления миссией, элементы от A‑10C и F‑16, систему отображения на шлеме (HMCS) и многофункциональные дисплеи (MFD). Это позволяет самолёту вести навигацию, собирать данные сенсоров и управлять оружием в интегрированном режиме. Для наблюдения и целеуказания установлен EO/IR‑сенсор MX‑15D.
В условиях электронных боёв AT‑6 оснащается каналами связи LINK‑16/SADL, режимом FMV/ROVER для передачи видео в реальном времени наземным силам, а также тактическими радиоканалами VHF/UHF и SATCOM. Изначально платформа предлагалась для американской программы LAAR, но десять лет назад финансирование было сокращено.
В 2017 году ВВС США возобновили инициативы по снижению нагрузки на тяжёлые истребительные парки и закупили для развития лёгких CAS/ISR программ несколько машин AT‑6 Wolverine и A‑29 Super Tucano для партнёров: Колумбии, Нигерии, Таиланда и Туниса, в рамках совместных тактических сетей (AERONet).
В составе Королевских ВВС Таиланда (RTAF) на вооружение поступил уже восьмой штурмовик: Beechcraft AT‑6TH с бортовым номером «41102» из эскадрильи 411 В/базы 41 (Чиангмай). Его первый тренировочный вылет на местности состоялся 1 октября 2024 года — в день основания В/базы 41. Первые два самолёта «41101» и «41102» были приняты на вооружение 16 июля 2024 года.
Контракт на поставку восьми самолётов AT‑6TH был подписан 14 ноября 2021 года на сумму 4 314 039 908,80 бат (около 143 млн долл.). Планируется завершить поставки всех восьми машин к февралю 2025 года. В рамках контракта предусмотрена также передача технологий и обучение персонала.
Таиланд направил восемь пилотов и инструкторов на курсы в Textron Aviation Defense в Уичито, Канзас (США) с 12 февраля по 15 мая 2024 года для подготовки инструкторов полётов и летных испытателей. По возвращении подготовленные специалисты начали развёртывание учебной программы внутри страны.
Два первых AT‑6TH были доставлены морем и прошли финальную сборку на предприятии Thai Aviation Industries (TAI) в ТаКли, провинция Накхон Саван, рядом с 4‑й авиабазой. Последующие машины собирались и передавались по очереди до комплектности флота.
Технические характеристики: турбовинтовой двигатель мощностью около 1 600 л.с., максимальная скорость до 858 км/ч (316 узлов), потолок — примерно 9 949 м (31 000 ft), дальность полёта ~3 194 км (1 725 nmi). Полезная нагрузка — около 1 864 кг. Под фюзеляжем установлен EO/IR‑датчик WESCAM MX‑15Di для целеуказания и разведки.
Вооружение и боевые возможности: платформа имеет семь точек подвески (по 3 под каждым крылом и 1 под фюзеляжем). Варианты вооружения включают: скорострельные ствольные контейнеры .50 cal с боезапасом до 400 патронов, 20‑мм пушечные модули, неуправляемые ракеты Hydra калибра 2,75 дюйма, управляемые ракеты APKWS и классические управляемые ракеты класса «воздух‑поверхность» AGM‑114 Hellfire. Также поддерживаются лазерно‑наводимые бомбы GBU‑12/49/58 и усовершенствованные Paveway, а также фугасные авиабомбы MK‑81 (250 lb) и MK‑82 (500 lb).
AT‑6TH проектировался для выполнения широкого спектра задач:
— непосредственная авиационная поддержка (CAS);
— воздушное управление (FAC‑A);
— вооружённая разведка и патрулирование;
— удары по наземным целям;
— ISR (наблюдение и разведка);
— поисково‑спасательные операции в зоне боевых действий (CSAR);
— съёмка и поддержка при стихийных бедствиях;
— авиаподдержка в борьбе с лесными пожарами.
Платформа также предназначена для интеграции с государственными и военными ведомствами в задачах национальной безопасности и помощи населению.
Кабина пилота AT‑6 рассчитана на современного оператора: цифровое «стекло», мультимодульный HUD SparrowHawk, тактическая навигация, отображение данных сенсоров и управление оружием. В составе бортовой электроники — элементы боевой системы A‑10C от Lockheed Martin, кабина от CMC, система управления полётом и элементы HOTAS, заимствованные у F‑16.
Автор: Аком Румсусаван. Контакты: chang.arcom@thairath.co.th, Facebook: https://www.facebook.com/ARCOM-CHANG-Thairath-Online-525369247505358/