Камбоджа готова помочь в разминировании, но отрицает размещение новых мин

23 августа 2025 года помощник министра иностранных дел Таиланда Ратсэм Чалиджан в беседе с англоязычными тайскими СМИ разъяснил позицию тайского правительства и доводы, которые оно доводит до международного сообщества по поводу размещения противопехотных мин Камбоджей на территории, затрагивающей суверенитет Таиланда. По его словам, МИД, правительство и вооружённые силы Таиланда официально протестовали против использования мин, что, как утверждается, нарушает суверенитет Таиланда, Конвенцию об антигуманном оружии (Оттавскую конвенцию), достигнутые соглашения о прекращении огня, а также нормы международного гуманитарного права.

Министерство иностранных дел уже дважды организовало выезды с участием дипломатов на места, чтобы собрать доказательства и визуальные подтверждения произошедших событий. Эти выезды, по словам Ратсэма, были направлены не только на освещение вопросов безопасности и военных аспектов конфликта между Таиландом и Камбоджей, но и на демонстрацию гуманитарного измерения проблемы — опасности, которую противопехотные мины представляют для местного населения и которую необходимо решать совместными усилиями.

В то же время в последних сообщениях указано, что камбоджийская сторона продемонстрировала более снисходительную позицию и согласилась сотрудничать в вопросах разминирования. Пномпень выразил готовность совместно с Таиландом обследовать приграничные участки и определить приоритетные зоны для срочного обезвреживания противопехотных мин. При этом Камбоджа продолжает отрицать, что размещала новые противопехотные мины.

Что касается предложений по созданию наблюдательных миссий, то Ратсэм подтвердил, что Таиланд приветствует обе инициативы — как временную наблюдательную группу (Interim Observer Team, IOT), так и предложение о наблюдательной группе АСЕАН (ASEAN Observer Team, AOT). Однако он подчеркнул важность различий между ними. IOT предполагает участие помощников военных атташе и других наблюдателей из государств АСЕАН, уже аккредитованных и находящихся в Таиланде и Камбодже. Это позволяет быстро мобилизовать личный состав и немедленно выйти в поле для выполнения наблюдательных задач.

В отличие от этого, AOT потребует отправки наблюдателей и военного персонала непосредственно из столиц стран-участниц. По тайскому законодательству такая процедура сопряжена с необходимостью прохождения определённых формальных этапов и согласований, что может привести к задержкам перед тем, как наблюдатели смогут выехать на места. Таиланд не отвергает саму идею AOT, однако обеспокоен тем, что процесс её развертывания займет больше времени и не обеспечит оперативного реагирования.

В принципе Таиланд поддерживает и IOT, и AOT, но настоятельно требует тщательного обсуждения формата и объёма их работы, чтобы гарантировать, что механизм сможет быстро и эффективно выполнять те задачи, которые согласованы в рамках режима прекращения огня. Кроме того, Ратсэм отметил, что IOT уже представляет собой двустороннее практическое соглашение между Таиландом и Камбоджей с присутствием Малайзии в роли свидетеля; любая модификация этого механизма должна обсуждаться и одобряться на уровне Совместной рабочей группы по границе (GBC) двух стран.

Related Post