Deloitte опубликовала результаты опроса более 1 000 потребителей в Таиланде и выявила заметное смещение интереса в сторону автомобилей с двигателями внутреннего сгорания (ДВС). По сравнению с 2024 годом доля тех, кто рассматривает покупку ДВС, выросла до 32%. Это отражает общую тенденцию в Юго‑Восточной Азии, хотя в глобальном масштабе спрос идёт в ином направлении. Одной из ключевых причин называют опасения по поводу расходов — многие респонденты считают ДВС более предсказуемым и доступным выбором.
Таиланд выделяется тем, что распределение интереса по типам силовых установок здесь наиболее сбалансировано: 36% планируют приобрести автомобиль с ДВС, 21% — подключаемый гибрид (PHEV), 20% — батарейный электромобиль (BEV) и 17% — обычный гибрид (HEV). В других странах региона, за исключением Сингапура, доля интереса к ДВС часто превышает 50%.
Проблема нехватки зарядной инфраструктуры по-прежнему фигурирует в списке опасений, однако тайцы обеспокоены этим меньше всего в регионе: доля, указывавшая на нехватку зарядных станций как на главный барьер, сократилась на 43% по сравнению с прошлым годом и теперь составляет 26%. Это свидетельствует о растущем доверии к развитию зарядной сети в стране.
Главные заботы тайских потребителей — стоимость, запас хода и время зарядки. Опрос показал, что жители Таиланда оказываются самыми нетерпеливыми в регионе: почти половина ожидает, что батарея BEV должна заряжаться с 0% до 80% не дольше чем за 20 минут.
Кроме того, 40% опрошенных считают приемлемым, если на одном заряде автомобиль может проехать более 400 км. При выборе места зарядки за пределами дома важнейшими критериями назвали быструю зарядку, личную безопасность и удобное расположение.
Факторы, способствующие росту интереса к электромобилям в Таиланде, включают снижение затрат на эксплуатацию, заботу об окружающей среде и улучшение характеристик вождения — бесшумность и динамику разгона. Более двух третей респондентов в регионе планируют сменить марку следующего автомобиля и при этом все меньше ориентируются на имидж бренда — лояльность к марке опустилась в списке приоритетов на пятые‑шестые места.
Для тайских покупателей важнее всего реальные, осязаемые характеристики: качество сборки, цена и опции. Это означает, что решение о покупке всё чаще принимается на основе практической ценности автомобиля, а не только бренда.
По данным Deloitte, тайские респонденты в среднем чаще всех в регионе совершают дальние поездки свыше 100 км в месяц, и половина использует автомобиль ежедневно. Поэтому дальнейшие инвестиции в зарядную инфраструктуру остаются необходимыми.
Опрос также показал, что тайские потребители хотят сократить необходимость личного визита к дилеру, но при этом 93% по‑прежнему хотят увидеть автомобиль вживую перед покупкой, а 90% требуют тест‑драйв. Это подчёркивает востребованность гибридного покупательского опыта, сочетающего онлайн‑ и офлайн‑элементы.
Среди прочего, 71% жителей Таиланда отмечают как важный фактор, что автомобиль собран в стране — это выражение доверия к местной сборке и, возможно, ожидание более низкой цены. Респонденты также больше доверяют дилерам, а не производителям, в вопросах управления данными автомобиля — это отличает Таиланд от других стран региона, где доверие чаще отдают производителям.
«Покупатели стали более чувствительны и меняются быстрее, чем прогнозировали», — отмечает Мангкол Сомпхон, лидер сектора автомобильной промышленности Deloitte в Таиланде. Он подчёркивает, что предложение комплексных продуктов и услуг, удовлетворяющих широкий спектр потребностей покупателей, вероятно, окажется более безопасной стратегией, чем узкая специализированная разработка.
Сейчас для производителей и дилеров в Таиланде главным давлением остаётся замедление экономики: высокий уровень проблемных долгов в банковской системе вынуждает банки ужесточать кредитование. Рост рынка подержанных автомобилей тоже создаёт конкуренцию для электромобилей: автомобили с ДВС легче доступны, имеют налаженную сеть запчастей, предсказуемую стоимость перепродажи и более понятные страховые тарифы.
Исследование показывает также смену предпочтений у молодёжи 18–34 лет: они в меньшей степени стремятся владеть личным автомобилем и больше интересуются комплексными транспортными сервисами, такими как интеграция каршеринга с общественным транспортом или модели Mobility‑as‑a‑Service (MaaS). По этому показателю Таиланд занимает третье место в регионе (55%) после Вьетнама (67%) и Индонезии (58%).
Популярность растущих сервисов подписки на автомобили также заметна: Таиланд на втором месте в регионе (49%) после Вьетнама (66%), что демонстрирует и вызовы, и возможности для участников автомобильного рынка и смежных сервисов перестроить стратегии в соответствии с более сложными потребительскими предпочтениями.
Сонгджин Ли, руководитель автомобильного сектора Deloitte в Юго‑Восточной Азии, добавляет, что автомобильная индустрия имеет большой масштаб и сложную экосистему, поэтому изменения приводят к долгосрочным и масштабным эффектам. Важнейшим условием адаптации является понимание потребительских приоритетов и уровня их готовности к изменениям.
В целом поведение покупателей продолжает быстро меняться: автомобиль перестаёт быть исключительно долгосрочным активом и всё больше превращается в быстро оборачиваемый товар, ориентированный на текущие потребности и удобства — тенденция, которая может в будущем приблизить автомобиль к формату потребительских товаров с высокой оборачиваемостью.