Если искусство не провоцирует, зачем оно?


В наши дни все чаще появляются произведения, вызывающие настоящий шок, пишет Дино Мессина в газете Corriere della Sera. Его возмущает изображение Мадонны, у которой на руках «младенец с невинным выражением лица, но откровенно похожий на Гитлера: с усиками, в коричневой рубашке, со свастикой на левом рукаве» и «обнаженное тело модели с лицом Микки-Мауса, лежащей на фоне постера с покосившимся распятием». «Наконец, — продолжает автор, — стоит посмотреть видео, сделанное веселой еврейской семейкой во главе с 89-летним Адолеком Коном, выжившим в концлагере: они танцуют перед лагерем Освенцим под песню Глории Гейнор «I will survive»

Три произведения, в которых смешиваются святое и безобразное: икона поп-культуры Микки-Маус — с символом самой жестокой диктатуры, благоговейная тишина, окружающая место массового истребления людей, — с популярным оптимистичным мотивчиком «Я переживу».

Автор «Мадонны Третьего рейха» Джузеппе Венециано говорит: «Если искусство не провоцирует, зачем оно?» Есть объяснение и у Макса Папески, автора «обнаженки» с головой Мышонка и свастикой, так называемого произведения, вызвавшего гнев у жителей польской Познани: «Культовые иконы утрачивают свой умиротворяющий эффект, чтобы превратиться в коллективный кошмар«.


Джейн Кон, дочь человека, пережившего нацистский концлагерь, устроившая вместе с сыновьями и отцом спектакль под звуковое сопровождение песни Глории Гейнор перед лагерями Освенцим, Терезин и Дахау, так объяснила причину появления на You Tube ролика, который уже посмотрели более полумиллиона посетителей: «Было важно, чтобы видео связало у молодых поколений воспоминания о Холокосте с чем-то свежим и актуальным, потому что традиционные изображения нацистского истребления уже не воспринимаются так остро».

Перевод Inopressa.ru

Related Post