• FB максимально открыта окружающему миру — ВК стремится к максимальной закрытости (ну чисто «железный занавес» с разрешительной системой выезда за границу).
• FB с удовольствием отдаёт трафик наружу (из-за чего получает ещё больше трафика извне) — ВК чинит этому всяческие препятствия.
• FB всячески развивает вирусные инструменты распространения полезной пользователю информации (то есть поощряет принцип свободного распространения информации), а ВК, наоборот, заглушает вирусные инструменты, считая, что если «хочешь быстрее распространять информацию, плати за рекламу».
• FB сначала создала максимально свободную рыночную среду и наилучшие условия для работы бизнеса и разработчиков приложений, их это, естественно, привлекло,и всего за год конкуренция здесь возросла настолько, что первые и вторые начали платить огромные деньги ФБ за рекламу. ВК же тупо сказала: хотите запустить брендированное приложение, давайте плату за вход и ежемесячную дань. А то, что размер дани очень большой для приложения, которое ещё не заработало и неизвестно, как оно пойдёт, — так это ваши проблемы.
• В FB делаешь приложение, запускаешь, и оно работает. Приложение могут закрыть лишь, если оно нарушает правила и на него жалуются пользователи. В ВК все приложения должны пройти премодерацию — мало ли что кто-то там сделает, а вдруг что-то случится!
• FB абсолютно открыта для интеграции с другими сервисами. Нашёл на YouTube интересное видео и хочешь поделиться им с друзьями? Нет проблем, давай ссылку на видео на FB, и друзья смогут посмотреть его прямо здесь (не нарушая, кстати, авторских прав того, кто его выложил на YouTube). Но: ты нашёл на YouTube интересное видео и решил поделиться им с друзьями в «ВКонтакте? Нет проблем, утяни его у правообладателя с YouTube, с помощью танцев с бубном скачай SWF-файл, загрузи его в «ВКонтакте», и только тогда твои друзья смогут насладиться результатами нарушения тобой авторских прав.
• В FB решили заработать ещё и с введения своей валюты, ввели её, но при этом не запретили другие способы платежей. В ВК решили заработать на собственной валюте, ввели её, и не дай Бог, ты захочешь принять платёж не в «голосах»… При этом со стороны самой ВК отношение к своей же валюте, мягко говоря, пренебрежительное: размещение брендированного приложения нельзя оплатить голосами, которые ты заработал, можно лишь использовать голоса, которые ты купил напрямую у ВК с помощью безналичного перевода.
• FB имеет roadmap, где указано, какие важные изменения в сервисе будут происходить в будущем, чтобы бизнес мог заранее подготовиться к ним, и это не было для него сюрпризом. ВК важнейшие изменения в правилах и сервисах вводит без всякого уведомления. Например, телеканал Hallmark вложил деньги в создание приложения, запустил его, и в этот же день вечером ВК ввела в правила пункт о запрете внешних ссылок и моментально заблокировала это приложение за нарушение этого пункта.
Просто удивительно, насколько «ВКонтакте» напоминает мне СССР и путинскую Россию с её ручным управлением «вертикалью» и насколько FB напоминает демократическую страну, которая не хочет излишней регуляции и которой если что-то нужно, то она создаёт условия, чтобы всем было ВЫГОДНО делать именно так, вместо того чтобы отдавать приказы и всё контролировать лично.
В истории подобные противостояния противоположных подходов были и помимо противостояния СССР — США. Взять те же Афины и Спарту: в Спарте даже их валюта (оболы) была многокилограммовой, чтобы, если кто-то сделал много накоплений, эту кучу бабла (кучу в буквальном смысле) было видно всем, и общество могло бы осудить такого человека. А Афины были сильны прежде всего своей открытостью, мягкой силой. Если со Спартой дружили потому, что боялись её войска, то с Афинами дружить было выгодно. Назовите хоть одного великого учёного, философа, писателя, который бы жил и творил в Спарте и которого помнят и сейчас, тысячи лет спустя, вряд ли вы это сможете сделать. А вот Афины и её героев помнят до сих пор.
То, что ВК будет меняться, — несомненно. Она просто не сможет иначе. СССР тоже к своему концу изменился. Помните?