Американский исполнитель по имени Matisyahu поначалу стал известен скорее как анекдот. Человек, поющий регги, но одетый при этом в традиционную одежду хасида, не мог не показаться забавным. Впрочем, на одной анекдотичности построить карьеру невозможно: у самых лучших музыкальных комиков вроде Тайни Тима было за душой кое-что помимо примитивного дуракаваляния. Да и Эдуард Хиль не прошел бы внеплановую проверку временем, не будь у него за душой ничего, кроме пресловутого «тролололо».
У Matisyahu меж тем все серьезно. Его корни совсем не из той части еврейской культуры, от Чарли Чаплина до Адама Сэндлера, где принято смешно шутить. Он был воспитан в соответствии с идеями Мордехая Каплана, то есть поначалу был приверженцем реконструктивистского иудаизма, предполагающего, что иудеям следует не только надеяться на воздаяние после смерти, но и стремиться как можно сильнее приблизить земную жизнь вокруг себя к идеальной. Спустя какое-то время Matisyahu понял, что ему по душе принципы иудаизма ортодоксального, и в итоге присоединился к хабад-любавичскому крылу хасидизма, ориентирующему верующего на радость, которая возникает в процессе бесконечного мистического познания Торы. С этой духовной эволюцией в биографии Matisyahu рифмуется его увлечение творчеством Phish, психоделической группы, которую не знает никто, кроме ее поклонников (которых при этом у нее многие тысячи), причем многие из них склонны сопровождать ее на всех концертах того или иного тура. Таким был и Matisyahu. В своих воспоминаниях он не скрывает, что, как и положено настоящему поклоннику Phish, слушание музыки любимого коллектива он сопровождал употреблением соответствующих галлюциногенов.
Вообще говоря, исполнение музыки совсем не противоречит традициям хасидизма. И Matisyahu, когда стал записывать собственные песни, в качестве тех, кто вдохновил его на творчество, называл не только Phish и Боба Марли, но и ребе Шломо Карлебаха — популярного во второй половине прошлого века исполнителя хасидских песен. Песенный опыт Matisyahu оказался настолько неожиданным, что за вторую его пластинку взялись серьезные люди вроде Билла Ласвелла, работавшего с Миком Джаггером, Херби Хэнкоком и еще десятками достойнейших людей. В итоге диск Matisyahu под названием «Youth» в марте 2006 года дебютировал на четвертом месте в чарте Billboard 200. И этот факт никакой шовинист при всем желании не объяснит происками того или иного лобби.
Matisyahu моментально стал звездой: при всей своей экстравагантности он оказался действительно очень хорошим регги-певцом, самым неожиданным дополнением к династии Марли, в последнее время почти монополизировавшей жанр. А его предсказуемая эксцентричность — не давать концерты по пятницам, отказываться от любых дуэтов с женщинами — обернулась просто приятным дополнением к достойнейшим песням о любви и мире. Хотя есть, конечно, и недоброжелатели. «Три альбома уже, а все равно самое интересное у Matisyahu — его борода»,— цинично написал некоторое время назад New Musical Express.